Услуги мерчандайзинга: НДС и налог на прибыль

Автор: | 18.07.2024
Услуги мерчандайзинга: НДС и налог на прибыль

Если в договоре поставки предусмотрена отдельная оплата услуг мерчандайзинга,  то покупатель должен включить ее в налоговую базу по НДС как вознаграждение за оказанные услуги. А поставщик на сумму выплаченного вознаграждения может уменьшить налоговую базу по прибыли.

НДС: платит покупатель

С налогом на добавленную стоимость по услугам мерчандайзинга поможет разобраться письмо Минфина от 1 апреля 2024 г. № 03-07-11/29002.

Если покупатель получает стимулирующее вознаграждение (премии за определенный объем закупок, за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и др.), то оно не облагается НДС, так как не связано с оказанием услуг продавцу и не является выручкой от реализации (оказания услуг).

Вместе с тем в договоре поставки товаров могут быть предусмотрены услуги, которые покупатель должен оказывать продавцу за отдельное вознаграждение при приобретении у него товаров: размещение товаров на полках магазинов в оговоренных местах, выделение для товаров постоянного и (или) дополнительного места в магазине и др.

Вознаграждение может быть в виде бонуса, премии, скидки. Покупатель получает его за оказанные продавцу услуги, и оно является оплатой этих услуг. Поэтому покупатель должен начислить НДС в общеустановленном порядке.

Минфин также отметил, что квалификация деятельности, осуществляемой покупателем в качестве услуг, оказываемых продавцу, должна проводиться в каждом конкретном случае на основании оценки всех условий заключенных договоров и в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.

Затраты поставщика на приоритетную выкладку товаров

Мерчандайзинг – это направление маркетинга, целью которого является обеспечение продвижения товаров в розничной торговле, повышение их привлекательности и доступности для потребителя.

Проще говоря, это наука о том, как заставить покупателя приобретать больше товара.

А прибыль производителя (поставщика) и розничного продавца будет за счет этого увеличиваться.

Минфин затраты поставщика на приоритетную выкладку товаров покупателем — организацией розничной торговли относит к расходам на рекламу (см., например, письмо от 3 сентября 2021 г. № 03-03-06/1/71382). Финансисты обосновывают свою точку зрения тем, что услуги по приоритетной выкладке направлены на продвижение товаров и являются рекламными услугами.

Причем эти расходы нормируются: не более 1% выручки от реализации (без НДС).

К услугам мерчандайзинга можно, например, отнести приоритетную выкладку продукции на торговых площадях. То есть размещать товары:

  • на видном, удобном месте;
  • в полном ассортименте поставщика;
  • в необходимом объеме, поддерживая запас в торговом зале и т. д.

На услуги мерчандайзинга может быть заключен отдельный договор возмездного оказания услуг. Производитель или поставщик товаров является заказчиком. А розничная торговая фирма, через которую происходит реализация товара, является исполнителем.


Источник