В конце 2024 года правительство приняло Федеральный закон № 479-ФЗ от 26 декабря 2024 года, установивший сбор с доходов от интернет-рекламы. Закон «О рекламе» был дополнен новой статьей 18.2, обязывающей перечислять в государственный бюджет 3% от рекламных доходов.
Плательщиками нового сбора на интернет-рекламу станут те, кто получает доход от размещения рекламы в интернете.
Формально его некорректно называть налогом: в НК РФ нет соответствующей статьи. Вместо ФНС сбор будет администрироваться Роскомнадзором. Но суть не меняется. Ежеквартально три процента с доходов от размещения рекламы в сети интернет придется перечислять в казну.
Введено требование о выплате сбора, составляющего 3% от рекламных доходов. Федеральным законом от 26.12.2024 № 479-ФЗВ Закон «О рекламе» добавили статью 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Этот первоначальный вариант требует доработки, поскольку многие правила уплаты этого сбора нуждаются в уточнении.
С 1 марта 2025 года начнет действовать статья 18.2 закона «О рекламе». К этому сроку Правительство Российской Федерации должно установить:
- Предписания по определению рекламы, публикуемой в сети интернет (п.2 ст. 18.2).
- Правительство Российской Федерации определяет правила расчёта и перечисления взносов с рекламы, а также порядок контроля над точностью и сроками их внесения (пункт 8 статьи 18.2).
Сумма дохода от размещения рекламы в интернете, уменьшенная на 3%, перечислена в поддержку разработчиков программного обеспечения и баз данных из государственного реестра российских приложений (п. 1 ст. 18.2).
Кто должен платить налог на интернет-рекламу
Согласно пунктам 4 и 12 статьи 18.2 необходимо перечислять 3% с доходов от размещения интернет-рекламы.
- Специалисты по продвижению рекламы, среди которых администраторы групп и публичных страниц, собственники онлайн-платформ, блогеры и рекламно-агентские фирмы.
- Специалисты по рекламе, например, специалисты платформ Яндекс Директа и VK Реклама.
- Рекламодатели, выставляющие объявления на зарубежных ресурсах с учетом российских покупателей, обязаны самостоятельно определить сумму сбора и уплатить ее в федеральный бюджет. Помимо этого, им необходимо уведомить о произведенных действиях иностранную компанию, с которой заключен договор на размещение рекламы.
- Предприятия, занимающиеся публикацией рекламы в интернете согласно соглашениям о委任( п. 10 ст. 18.2) на средства и по поручению заказчика.
По действующему закону о рекламе:
РекламораспространительЭто человек, который продвигает рекламу различными способами, формами и средствами. К такому определению относятся почти все владельцы веб-сайтов с размещённой рекламой.
Оператор рекламной системы — лицо, отвечающее за работу системы показа рекламы на площадках, принадлежащих другим организациям (сайтах, приложениях, блогах, группах в соцсетях и так далее). Пример: «Яндекс Директ».
Ваша компания разместила рекламу через рекламное агентство «Призма» на нескольких российских сайтах стоимостью 500 000 рублей. Агентству необходимо выплатить бюджету 3% от этой суммы, то есть 15 000 рублей. Если вы разместили рекламу по контракту с веб-сайтом, то сайт уплатит ту же сумму в федеральный бюджет.
Представьте такой пример: вы разместили рекламу сторонней компании на своем сайте стоимостью 100 000 рублей, а в группе VK – 2 000 рублей. В бюджет необходимо заплатить: 102 000 рублей х 3% = 3060 рублей.
На кого не распространяется сбор
Рекламораспространители не выплачивают отчисления с доходов от интернет-рекламы, если реклама размещается по п. 12 ст. 18.2.
- на сайтах государственных и муниципальных СМИ;
- На сайтах федеральных каналов, радио и информационных агентств.
- На ресурсах медиа, получающих государственную поддержку.
- На сайтах многотиражных сетевых СМИ, тираж которых достигает как минимум 15 млн при двух выпусках в неделю, а также 2,5 млн экземпляров с выходом раз, два или три раза в неделю, 700 тыс. – при одном выпуске в месяц и 300 тыс. – при квартальном и более редком тиражировании.
Под действие закона не попали маркетплейсы. Предпринимают продвижение, а не рекламу. Законодатели же обещают для них разрабатывать особые правила.
Какими доходами облагается сбор?
Обязательные отчисления рассчитываются на основании дохода. в течение квартала От рекламных услуг в интернете (пункты 3 и 11 статьи 18.2).
Посредникам основой служит вознаграждение, полученное за квартал.
Кто и как будет контролировать уплату сбора
За сбором и оплатой следит Роскомнадзор.
Ведомство проверит уплату сбора в размере 3% от квартального дохода с интернет-рекламы по данным, поступающим в настоящее время. Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) при маркировке рекламы.
Особенности расчета и перечисления отчислений с рекламных доходов, а также порядок контроля полноты и своевременности их перечисления определит Правительство Российской Федерации.
Влияние введения платы за интернет-рекламу.
Рекламодателям нужно определить сумму денежных поступлений для государственного бюджета. По большей части потребуется увеличить стоимость рекламы.
Это может заставить отказаться от интернет-рекламы малые компании, у которых нет возможности оплачивать продвижение товаров и услуг.
Кто не выдержит повышения цен на рекламу, вынужден будет экономить, включая отложенные средства на развитие.
Государственные и муниципальные средства массовой информации, федеральные телеканалы, радиостанции и информагентства освобождаются от уплаты рекламного сбора, что дает им конкурентное преимущество при завлечение рекламодателей.