Трехпроцентный сбор с выручки от онлайн-рекламы направлен в бюджет.

Автор: | 14.01.2025

В конце 2024 года правительство приняло Федеральный закон № 479-ФЗ от 26 декабря 2024 года, установивший сбор с доходов от интернет-рекламы. Закон «О рекламе» был дополнен новой статьей 18.2, обязывающей перечислять в государственный бюджет 3% от рекламных доходов.

Плательщиками нового сбора на интернет-рекламу станут те, кто получает доход от размещения рекламы в интернете.
Формально его некорректно называть налогом: в НК РФ нет соответствующей статьи. Вместо ФНС сбор будет администрироваться Роскомнадзором. Но суть не меняется. Ежеквартально три процента с доходов от размещения рекламы в сети интернет придется перечислять в казну.

Введено требование о выплате сбора, составляющего 3% от рекламных доходов. Федеральным законом от 26.12.2024 № 479-ФЗВ Закон «О рекламе» добавили статью 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Этот первоначальный вариант требует доработки, поскольку многие правила уплаты этого сбора нуждаются в уточнении.

С 1 марта 2025 года начнет действовать статья 18.2 закона «О рекламе». К этому сроку Правительство Российской Федерации должно установить:

  • Предписания по определению рекламы, публикуемой в сети интернет (п.2 ст. 18.2).
  • Правительство Российской Федерации определяет правила расчёта и перечисления взносов с рекламы, а также порядок контроля над точностью и сроками их внесения (пункт 8 статьи 18.2).

Сумма дохода от размещения рекламы в интернете, уменьшенная на 3%, перечислена в поддержку разработчиков программного обеспечения и баз данных из государственного реестра российских приложений (п. 1 ст. 18.2).

Кто должен платить налог на интернет-рекламу

Согласно пунктам 4 и 12 статьи 18.2 необходимо перечислять 3% с доходов от размещения интернет-рекламы.

  • Специалисты по продвижению рекламы, среди которых администраторы групп и публичных страниц, собственники онлайн-платформ, блогеры и рекламно-агентские фирмы.
  • Специалисты по рекламе, например, специалисты платформ Яндекс Директа и VK Реклама.
  • Рекламодатели, выставляющие объявления на зарубежных ресурсах с учетом российских покупателей, обязаны самостоятельно определить сумму сбора и уплатить ее в федеральный бюджет. Помимо этого, им необходимо уведомить о произведенных действиях иностранную компанию, с которой заключен договор на размещение рекламы.
  • Предприятия, занимающиеся публикацией рекламы в интернете согласно соглашениям о委任( п. 10 ст. 18.2) на средства и по поручению заказчика.

По действующему закону о рекламе:

РекламораспространительЭто человек, который продвигает рекламу различными способами, формами и средствами. К такому определению относятся почти все владельцы веб-сайтов с размещённой рекламой.

Оператор рекламной системы — лицо, отвечающее за работу системы показа рекламы на площадках, принадлежащих другим организациям (сайтах, приложениях, блогах, группах в соцсетях и так далее). Пример: «Яндекс Директ».

Ваша компания разместила рекламу через рекламное агентство «Призма» на нескольких российских сайтах стоимостью 500 000 рублей. Агентству необходимо выплатить бюджету 3% от этой суммы, то есть 15 000 рублей. Если вы разместили рекламу по контракту с веб-сайтом, то сайт уплатит ту же сумму в федеральный бюджет.

Представьте такой пример: вы разместили рекламу сторонней компании на своем сайте стоимостью 100 000 рублей, а в группе VK – 2 000 рублей. В бюджет необходимо заплатить: 102 000 рублей х 3% = 3060 рублей.

На кого не распространяется сбор

Рекламораспространители не выплачивают отчисления с доходов от интернет-рекламы, если реклама размещается по п. 12 ст. 18.2.

  • на сайтах государственных и муниципальных СМИ;
  • На сайтах федеральных каналов, радио и информационных агентств.
  • На ресурсах медиа, получающих государственную поддержку.
  • На сайтах многотиражных сетевых СМИ, тираж которых достигает как минимум 15 млн при двух выпусках в неделю, а также 2,5 млн экземпляров с выходом раз, два или три раза в неделю, 700 тыс. – при одном выпуске в месяц и 300 тыс. – при квартальном и более редком тиражировании.

Под действие закона не попали маркетплейсы. Предпринимают продвижение, а не рекламу. Законодатели же обещают для них разрабатывать особые правила.

Какими доходами облагается сбор?

Обязательные отчисления рассчитываются на основании дохода. в течение квартала От рекламных услуг в интернете (пункты 3 и 11 статьи 18.2).

Посредникам основой служит вознаграждение, полученное за квартал.

Кто и как будет контролировать уплату сбора

За сбором и оплатой следит Роскомнадзор.

Ведомство проверит уплату сбора в размере 3% от квартального дохода с интернет-рекламы по данным, поступающим в настоящее время. Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) при маркировке рекламы.

Особенности расчета и перечисления отчислений с рекламных доходов, а также порядок контроля полноты и своевременности их перечисления определит Правительство Российской Федерации.

Влияние введения платы за интернет-рекламу.

Рекламодателям нужно определить сумму денежных поступлений для государственного бюджета. По большей части потребуется увеличить стоимость рекламы.

Это может заставить отказаться от интернет-рекламы малые компании, у которых нет возможности оплачивать продвижение товаров и услуг.

Кто не выдержит повышения цен на рекламу, вынужден будет экономить, включая отложенные средства на развитие.

Государственные и муниципальные средства массовой информации, федеральные телеканалы, радиостанции и информагентства освобождаются от уплаты рекламного сбора, что дает им конкурентное преимущество при завлечение рекламодателей.