Оператор универсального обслуживания получает деньги из федерального бюджета. Речь о субсидии, обусловленной применением государственных регулируемых цен при оказании этим оператором универсальных услуг связи. Включаются ли такие средства в базу по налогу на добавленную стоимость?
На этот вопрос ФНС России ответила в письме от 10.11.2022 № СД-4-3/15130@.
Когда субсидии включаются в НДС-базу?
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых в связи с применением государственных регулируемых цен, НДС-базу определяют как стоимость проданного, исчисленную исходя из фактических цен реализации.
При этом суммы субсидий из бюджетов РФ в связи с применением организацией государственных регулируемых цен при определении налоговой базы не учитываются. Так сказано в пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса.
Далее из анализа положений Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», постановлений Правительства РФ от 21.04.2005 № 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи» и № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания» инспекторы сделали следующие выводы.
Указанные операторы получают из федерального бюджета средства (субсидии) на возмещение убытков, причиняемых в связи с оказанием универсальных услуг связи с применением государственных регулируемых цен. Учитывая предписания пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса, такие субсидии, получаемые оператором универсального обслуживания, в базу по НДС не включаются.
Еще о бюджетных субсидиях
В Информации от 21.09.2021 ФНС привела пример, когда бюджетная субсидия не исключается из НДС-базы. Фирма может не учитывать в НДС-базе полученную из бюджета субсидию на основании п. 2 ст. 154 Налогового кодекса. Это касается случаев ее предоставления компании, которая применяет государственные регулируемые цены (тарифы) или льготы.
В ходе ВНП инспекция сочла, что субсидия, выделенная из бюджета юрлицу, является возмещением недополученных доходов организациям, оказывающим населению услуги по откачке и вывозу бытовых отходов из септиков на территории муниципального образования.
Цены на такие услуги государством не регулируются. А значит, субсидия не исключается из НДС-базы на основании п. 2 ст. 154 Кодекса. В итоге организацию ждали доначисления.
Компания обратилась с жалобой в УФНС, указав, что субсидия является компенсацией ее убытков в связи с оказанием населению услуг по государственным регулируемым ценам, которые сильно ниже экономически обоснованных.
Однако УФНС согласилось с коллегами, отметив, что госрегулирование цен (тарифов) производится в отношении услуг по транспортировке сточных вод с помощью централизованной системы канализации. Это не касается услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, не имеющих к ней подключения. Таким образом, в данном случае положения п. 2 ст. 154 Кодекса неприменимы.