Взаимодействие с платёжниками налога на профессиональный доход может быть одновременно выгодным и затруднительным для компании. В статье предлагается оценить текст договора с самозанятыми по восемьм правилам. Наличие в документе «рискованных» пунктов советуем исправить, как содержание документа, так и подход к сотрудничеству с плательщиками НПД.
В договоре необходимо указать задачу.
Самозанятые – независимые от заказчика специалисты, выполняющие за плату разовые задачи бизнеса, а не постоянную работу. В договоре с заказчиком НПД нужно указать конкретную задачу, которая будет выполнена.
К примеру, это может быть составление описаний товаров для интернет-магазина для договора с самозанятым копирайтером. Еще пример: подготовка бухгалтерской и налоговой отчётности для самозанятого бухгалтера или проверка договоров для юриста – плательщика НПД. При большом количестве оказываемых услуг, вынесите их в приложение к договору. В нем укажите каждую услугу и её цену.
В договорах с самозанятыми избегайте формулировок, таких как «ведение бухгалтерского учета». Такая обязанность относится к постоянной трудовой функции штатного бухгалтера. Аналогично, формулировка «заниматься продвижением сайта» подходит для специалиста по маркетингу, работающего в компании штатным сотрудником.
В договоре определите дату завершения выполнения всех обязательств.
Договор ГПХ на конкретную задачу заключается с самозанятыми лицами. Задача должна быть измерима и иметь четкий конечный результат. В договоре следует указать конкретный срок выполнения работ или оказания услуг.
Вниманию проверяющих могут привлечь такие словосочетания, как «договор заключается на неопределенный срок» и «договор заключается на время замещения находящегося в отпуске по уходу за ребенком сотрудника».
В договоре пропишите оплату после завершения заданий.
Самозанятый, будучи независимым исполнителем, получает оплату за услуги по факту выполнения задания или после его приемки. Строитель может получать часть денег после завершения черновых работ, а полный расчет – после сдачи объекта. В качестве альтернативы возможно предоставление отчетности ежемесячно, что актуально при сотрудничестве с бухгалтером-плательщиком НПД. В договоре нельзя указать четкую периодичность оплаты (например, 10 и 25 числа).
В договоре установите размер оплаты, зависящий от количества выполняемых задач.
За объём выполняемых работ самозанятый получает разные суммы каждый месяц. Оплата идёт за каждую услугу — проверку договора, сдачу отчётности или ремонт оборудования.
Не рекомендуется выплачивать самозанятым каждый месяц одну и ту же сумму.
Определите качество предоставляемых услуг/сервисов в контракте.
Заказчик не может контролировать деятельность самозанятого. Бизнес может проверять только выполнение работ: например, в договоре можно указать предоставление самозанятым промежуточного результата на определенную дату для контроля исполнения. После этого стороны подписывают акт и происходит оплата за часть выполненных работ.
Плательщик НПД не обязан следовать правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы и подобным нормам компании. В договоре с самозанятым не стоит использовать фразы типа «исполнитель подчиняется трудовому распорядку», «контроль за работой осуществляет руководитель отдела (название структурного подразделения)».
Елена Усачева, глава платформы Qugo для самозанятых, ответила в журнале «Практическая бухгалтерия».
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com