Налоговые инспекторы вправе использоваться информацию из социальных сетей и показания сотрудников для выявления взаимозависимости компаний и обоснования фиктивности сделок.
В большинстве случаев налоговики стараются доказать взаимозависимость компаний с целью обосновать формальный документооборот между контрагентами, необоснованное завышение вычетов по НДС и, в итоге, доначислить налог.
Для усиления доказательственной базы ИФНС вправе представлять информацию из социальных сетей работников, которая, по их мнению, свидетельствует о взаимозависимости компаний и фиктивности сделок.
Такие дополнительные мероприятия налогового контроля, как допросы работников и анализ их соцсетей, приведены в письме ФНС от 03.11.2021 № ЕА-4-15/15530 (текст письма ниже).
Если допросы бывших и нынешних руководителей компании – уже привычная мера, анализ социальных сетей, появился впервые.
Из социальных сетей работников налоговики планируют получать информацию о наличии движимого и недвижимого имущества у работников, транспортных средств и сопоставлять заработок работника по справкам 2-НДФЛ с наличием «роскоши».
Под внимание налоговиков попадут и доходы близких родственников сотрудников и должностных лиц спорных контрагентов.
Непонятно только, как налоговики будут отличать реальное владение дорогими предметами от желания их иметь и «покрасоваться» на страницах соцсети. Ведь для выявления права собственности у них и так есть доступ к реестрам недвижимости и базам ГИБДД. Это не помогает? Ну так и фото – это не свидетельство о собственности.
В любом случае, к информации в соцсетях своих работников стоит присмотреться.
Письмо Минфина и ФНС от 3 ноября 2021 г. № ЕА-4-15/15530
Федеральная налоговая служба, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в отношении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), сообщает следующее.
Согласно акту камеральной налоговой проверки в нарушение пункта 1 статьи 54.1, статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в результате создания формального документооборота необоснованно завышены налоговые вычеты по НДС по взаимоотношениям со спорными контрагентами.
ФНС России считает в целях усиления доказательственной базы необходимым проведение в соответствии со статьей 101 Кодекса дополнительных мероприятий налогового контроля на основании статьей 31, 86, 88, 90, 92, 93, 93.1 Кодекса с целью усиления доказательственной базы, в том числе:
— допросов действующих (бывших) должностных лиц спорных контрагентов с целью установления: номинальности либо реальности их участия в качестве руководителей и учредителей, обстоятельств, при которых осуществлялась фиктивная регистрация организаций, а также круга лиц, координирующих действия по регистрации юридического лица в налоговых органах и открытию счетов в банках. В отношении ликвидированных организаций установить обстоятельства ликвидации, а также факт привлечения ликвидаторов, передачи им документов, выдачи доверенностей и пр.;
— допросов сотрудников (работников) вышеуказанных спорных контрагентов согласно справкам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ для выявления фактических обстоятельств заключения договоров поставки товаров, а также исполнения условий указанных договоров;
— поручений об истребовании документов (информации) в адрес собственников помещений, предоставивших юридические адреса, с целью установления фактического присутствия (отсутствия) спорных контрагентов по указанным адресам, а также провести допросы собственников помещений по вопросам фактического нахождения (отсутствия) указанных спорных контрагентов (в том числе ликвидированных) по юридическим адресам (в том числе до их ликвидации);
— анализа сведений из регистрационных дел спорных контрагентов на предмет установления общих признаков с целью установления совпадений (телефонных номеров, доверенностей, нотариусов, электронных адресов, лиц оплативших государственную пошлину и т.д.);
— анализа социальных сетей, наличия движимого и недвижимого имущества, транспортных средств с сопоставлением доходов и доходов близких родственников физических лиц — сотрудников и должностных лиц спорных контрагентов в целях установления их взаимозависимости и подконтрольности;
— анализа наличия (отсутствия) у спорных контрагентов контрольно-кассовой техники;
— допросов руководителя и главного бухгалтера в целях установления фактических обстоятельств подписания (заключения) договоров со спорными контрагентами, а также первичных документов (счетов-фактур и передаточных документов (актов)) с целью установления транспортной схемы доставки товаров от спорных контрагентов, приема-передачи (оприходования) товаров, в связи с тем что в счетах-фактурах и передаточных документах (актах) в графе «товар (груз) получил / услуги, результаты работ, права принял» стоит подпись, визуально совпадающая с подписью, отраженной в договорах, заключенных со спорными контрагентами;
— анализа первичных документов (счетов-фактур и передаточных документов (актов)) в целях установления объемов поставляемого спорного товара в адрес магазинов, принадлежащих;
— анализа первичных документов (счетов-фактур и передаточных документов (актов)), представленных в целях установления фактического адреса поставки спорного товара согласно информации, отраженной в графе «Грузополучатель и его адрес»;
— допросов сотрудников (работников), в том числе директоров магазинов, в целях установления фактических обстоятельств и фактов поставки спорного товара на основании первичных документов (счетов-фактур и передаточных документов (актов)).
Данный перечень мероприятий налогового контроля не является закрытым, при необходимости может быть дополнен иными мероприятиями налогового контроля, необходимыми в целях установления фактических обстоятельств.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 2 письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ налогоплательщик не лишен права представить документы, подтверждающие право на вычет по НДС, содержащие достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
03.11.2021