С 1 июля 2021 года появятся новые обязанности в связи с прослеживаемостью товаров

Автор: | 10.11.2020

С 1 июля 2021 года появятся новые обязанности в связи с прослеживаемостью товаров

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс в связи с созданием в РФ системы прослеживаемости товаров.

Что такое прослеживаемость товаров

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ был разработан в целях создания национальной системы прослеживаемости товаров.

Она была предусмотрена Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (которое было заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019 года и ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 386-ФЗ) (далее — Соглашение).

Национальная система прослеживаемости — информационная система государства — члена ЕАЭС, которая обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров.

Прослеживаемость товаров – организация их учета в рамках национальной системы прослеживаемости.

Указанное следует из статьи 1 Соглашения.

Цель введения прослеживаемости товаров – контроль за их оборотом от момента ввоза в РФ до момента реализации конечному потребителю.

Этот механизм призван помочь в борьбе ввозом «серых» или контрафактных товаров и уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей.

Эксперимент по прослеживаемости уже начал применяться с 1 июля 2019 вплоть до 31 декабря 2020 года в рамках постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».

Он касается ряда товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

При этом каждой партии товара, подлежащей прослеживаемости, присваивался регистрационный номер (РНПТ), без нанесения идентификационных меток на товар.

Со вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ положения о прослеживаемости товаров приобретают обязательный характер.

Оформление счетов-фактур

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, должны выставляться в электронной форме.

Исключение составляют случаи:

  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
  • реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
  • реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС.

Кроме того, счета-фактуры следует оформлять с учетом новых реквизитов:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

Эти сведения указываются только в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Если страной происхождения не являются государства — члены ЕАЭС, в счете-фактуре следует указать регистрационный номер декларации на товары.

Отчеты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости

С 1 июля 2021 года у организаций появляется новая обязанность.

Они должны представлять отчеты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Эта обязанность распространяется только на организации, которые совершают операции с товарами, подлежащие прослеживаемости.

Случаи и порядок представления отчетов утвердит Правительство РФ.

Указанное следует из пункта 2.3 статьи 23 Налогового кодекса.

Камеральная проверка деклараций

При проведении камеральной проверки декларации по НДС, единой упрощенной декларации,  декларации по УСН или ЕСХН, инспекция вправе истребовать у организации счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости.

Такое полномочие ей предоставлено при выявлении несоответствий между сведениями:

  • в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости или в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;
  • об операциях, которые содержатся в налоговой декларации по НДС и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
  • об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с подлежащими прослеживаемости товарами, который представила другая организация.

При этом ИФНС не может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, если такие документы уже были ранее представлены в налоговый орган.

Меры ответственности за невыполнение обязанностей, связанных с прослеживаемостью товаров

С 1 июля 2021 года у организаций появляется обязанность представлять в ИФНС отчеты об операциях с товарами, подлежащих прослеживаемости, а также счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащих прослеживаемости в случае, если эти документы будут запрошены в рамках камеральной проверки декларации.

Специальной ответственности за невыполнение этих обязанностей при осуществлении операций с товарами, подлежащих прослеживаемости, Налоговый кодекс не устанавливает.

Однако, по нашему мнению, в таком случае организацию могут привлечь к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса при условии, что отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренные статьей 126 Налогового кодекса.

Она предусматривает штраф в размере 5 тыс. рублей за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение организацией сведений, которые она должна представить налоговому органу.

Если указанные действия организация совершит повторно в течение года, штраф достигнет 20 тыс. рублей.


Читать оригинал