Резервы в бухгалтерском и налоговом учёте для малого и среднего бизнеса

Автор:


Малые предприятия могут использовать упрощенный бухгалтерский учет, исключить применение отдельных ПБУ и не создавать резервы: в бухгалтерском и налоговом учете – на оплату отпусков, в налоговом учете – по сомнительным долгам.


Предприниматели малого бизнеса могут использовать упрощенные методы ведения бухгалтерского учета согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако, некоторые компании малого предпринимательства не имеют права применять упрощенный учет, к ним относятся: организации, для которых обязателен аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности; жилищные и жилищно-строительные кооперативы; кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы); микрофинансовые организации; государственные организации; НКО в иностранных агентов и др.


Малое предприятие, лишенное права на упрощенный учет, должно составлять резервы в бухгалтерском учете.

Резерв на оплату отпусков


Предприятия с правом применять упрощенный способ учета не должны отражать оценочные обязательства по выплате отпусков. Но если предприятие не имеет права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, то формировать резерв на оплату отпусков в бухучете ему необходимо.


МСП с упрощённым учётом определяют необходимость создания резерва на оплату отпусков исходя из мнения бухгалтерии, утверждённого руководителем, и расчётной выгоды.


МСП имеет право не создавать резерв для будущих отпусков, так как законодательство это допускает. Обязательства по оплате предстоящих отпусков работников отражаются в бухгалтерском учете как оценочные обязательства по ПБУ 8/2010. Однако малый бизнес, применяющий упрощенную бухгалтерскую отчетность на основании Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, не обязан применять ПБУ 8/2010 и может не отражать в бухгалтерском учете оценочные обязательства, такие как оплата предстоящих отпусков.


Для малых предприятий, работающих по ОСНО, создание резерва на оплату отпусков может быть выгодно. В налоговом учете такие резервы можно учитывать в составе расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ), но при применении метода начисления.


Если компания работает по упрощенной системе налогообложения или общей системе налогообложения кассовым методом, формирование резервов на оплату будущих отпусков нецелесообразно. Бухгалтерия подобных организаций имеет право отразить расходы только после их фактической оплаты. Это правило распространяется и на выплаты отпускных сумм.


Создание резерва – право, а не обязательство для организаций. Решение об этом следует зафиксировать в учетной политике.

Резервы по сомнительным долгам


Предприятия малого бизнеса на упрощенной системе налогообложения освобождаются от обязанности формировать резервы по просроченным задолженностям в бухгалтерском учёте.

  1. При работе по системе налогообложения «налоговый вычет» с объектом «доходы», фирма не принимает во внимание расходы при определении размера единого налога.
  2. При использовании УСН «доходы минус расходы» компания учитывает при расчете единого налога только расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК. В перечне таких расходов отсутствуют резервы по сомнительным долгам или безнадежной дебиторке.


Бухгалтерский учет представляет собой исключение из общего правила. Все малые предприятия при ведении бухгалтерского учета создают резервы по сомнительным долгам в установленном порядке согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н. МСП, применяющие упрощенный учет, также не являются исключением.


Организация формирует резервы по сомнительным долгам при признании дебиторской задолженности сомнительной и включают суммы резервов в финансовые результаты.


Дебиторская задолженность организации, не оплаченная к установленному сроку по договору или имеющая высокую вероятность неуплаты без надлежащих гарантий, считается сомнительной.


Размер резерва по сомнительным долгам — оценочное значение, установленное п. 3 ПБУ 21/2008. Его определяют для каждого сомнительного долга отдельно, учитывая финансовое положение (платежеспособность) должника и вероятность полного или частичного погашения долга.


В случае если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, резерв не будет израсходован частично или полностью, остаток сумм присоединяется к финансовым результатам при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года.