Расходы на оплату отпусков в налоговом учете.

Автор:


Расходы на отпуска включаются в базу для расчета прибыли, учитывая наличие резерва на их оплату в налоговом учёте и обязательность предоставления отпусков по трудовому законодательству.

Ведение учета затрат на оплату отпусков без выделения резерва.

Средний заработок, который выплачивается сотрудникам во время отдыха, считается расходом по оплате труда. В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ, к отпускным применяется общий принцип учета расходов при методе начисления: их признают в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от фактического осуществления (даты выплаты отпускных) (п. 1 ст. 272 НК РФ).


В налоговом учете сумму начисленных отпускных следует списывать в расходы по мере прохождения дней отпуска в каждом отчетном периоде.

Это официальная позиция Минфина.


Если отпуск сотрудника приходится на два разных отчетных периода, то при расчете суммы отпускных ее размер исчисляется пропорционально количеству дней отпуска в каждом периоде (письмо Минфина от 12 мая 2015 № 03-03-06/27129).


В письме Министерства финансов от 7 апреля 2016 г. № 03-03-06/2/19828 также рассмотрено обращение о способах учета выплат во время отпуска в расходах на оплату труда для целей налогообложения. Расходы, связанные со средней заработной платой, сохраняемой работникам во время отпусков, включаются в состав расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

  • В зависимости от количества дней отпуска, попадающих на каждый отчетный период.
  • Расходы могут быть покрыты из резервного фонда, предназначенного для оплаты будущих отпусков.

Бухгалтерский учет затрат на оплату отпусков из резервного фонда.


Вторым условием для учета расходов на отпуска является
создание резерва.


В учетной политике фирмы для целей налогообложения необходимо зафиксировать решение о создании резерва, указать максимальную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в этот резерв.


В данном случае к затратам на зарплату относят перечисления в резерв, а действительные издержки по выдаче отпусков списаны из резерва.


Также согласно положениям пункта 3 статьи 324.1
Резерв для оплаты отпусков подлежит проверке. на конец налогового периода.


Когда затраты на премии (включая страховые платежи) превышают размер резерва, разницу между резервом и расходами уменьшают налогооблагаемую прибыль по итогам года (31 декабря).


Когда затраты на премии с учётом страховых взносов меньше резервного фонда, разницу между резервом и расходами к налогооблагаемой прибыли относят (п. 4 ст. 324.1 НК РФ).

Дополнительные отпуска

В состав расходов на заработную плату входят затраты на дополнительные отпуска. Это возможно лишь при наличии таких отпусков в законе.


Сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или имеющие ненормированный рабочий день, перечислены в статье 116 Трудового кодекса РФ и имеют право на дополнительный отпуск.


Компания может давать дополнительные отпуска по своим внутренним правилам.


Чиновники полагают, что при определении налога на прибыль возможно принимать во внимание только оплату дополнительных отпусков, предоставление которых предписано Трудовым кодексом. Отпуска, предоставляемые компанией помимо установленных законом, в том числе по условиям коллективных договоров, к расходам не относятся.