Поставщик вправе выплатить покупателю премию в качестве компенсации недополученной выручки от последующей продажи товаров по сниженным ценам. То есть, фактически взять «на себя» скидки, которые предоставляются конечным покупателя.
Квалифицировать полученные премии нужно в каждом конкретном случае с учетом условий заключенных договоров.
Условиями договора поставки может быть предусмотрено, что поставщик выплачивает продавцу премии в размерах, которые равным сумме предоставленных покупателям скидок.
В таком случае полученные продавцом от поставщика суммы считаются компенсацией недополученной продавцом выручки за счет скидок и бонусов, предоставляемых покупателям.
Когда НДС с премии платить нужно
Если размер премии не влияет на объем закупок, никак не связан с обязательствами по повышению объемов продаж, НДС придется заплатить.
Согласно разъяснениям Минфина из писем от 08.10.2021 г. № 03-07-14/81999, от 09.09.2021 № 03-07-11/73056, подобные суммы компенсаций напрямую связаны с оплатой реализованных товаров.
Следовательно, если по условиям договора, продавец получает компенсацию недополученной выручки, например, в виде премии за предоставление скидок конечным покупателям, у него появляется объект обложения НДС.
Когда НДС с премии платить не нужно
НДС не платиться с премий, которые предоставлены с экономической целью – увеличение объемов продаж.
Об этом ФНС сообщила в ответе на вопрос от 24 апреля 2022 года «О применении НДС в отношении сумм премий (бонусов), полученных дилерами от поставщиков (производителей) за выполнение условий договора, предусматривающих реализацию покупателям товаров со скидкой от рекомендованной производителем розничной цены, и составляющих величину скидки (часть скидки)»
Вопрос касался автодилеров. Но ответ применим к другим компаниям.
Налоговики советуют руководствоваться разъяснением Минфина России
от 13.10.2020 № 03-07-15/89774. В них говорится, что если по условиям договора, премии, выплачиваемые производителем дилеру связаны не с оплатой реализованных товаров, а призваны обеспечить увеличение объемов закупок и продаж на рынке в целом, размер скидки привязан к объему закупок, то положения п. 2 ст. 153 и подп. 2 п.1 ст. 162 НК РФ на указанные премии не распространяются. То есть, такие премии в налоговую базу по НДС у дилера не включаются.
Позднее были вынесены определения Верховного Суда РФ, содержащие позицию об обязанности дилера включить такие премии в налоговую базу по НДС. Но, так как эти дела не рассматривались судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ, ФНС России продолжает руководствоваться позицией Минфина России.