Готовятся изменения, которые коснутся каждого автовладельца: планируется повышение утилизационного сбора на автомобили. Размер утилизационного сбора за транспортные средства может повыситься почти в два раза и продолжит расти вплоть до 2030 года.
Проект соответствующего постановления правительства РФ подготовило Министерство промышленности и торговли. Пока он не принят, но 9 августа завершена стадия публичных обсуждений, а затем его еще должно рассмотреть правительство. В случае принятия, проект вступит в силу с 1 октября 2024 года.
Утилизационный сбор – это плата, которую взимают с владельцев транспортных средств за их утилизацию после окончания срока службы. Цель – стимулировать экологичную утилизацию автомобилей и минимизировать ущерб окружающей среде.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Россию или произведенные в ней.
Утилизационный сбор должны оплачивать:
- Производители — за автомобили, произведенные в России.
- Импортеры — за автомобили, ввезенные в Россию.
- Покупатели (юридические и физические лица) — в случае, если сбор не был уплачен ранее.
Существует ряд исключений. Полностью от уплаты утилизационного сбора освобождены автомобили:
- Автомобили старше 30 лет.
- Машины, находящиеся в собственности беженцев или переселенцев, участвующих в государственной программе возвращения на родину.
- Автомобили, ввезенные по процедуре временного ввоза.
- Транспортные средства сотрудников дипмиссий и членов их семей.
- Автомобили, за которые сбор уже был уплачен ранее.
Согласно положениям постановления правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, утильсбор рассчитывается по следующей формуле:
Сумма утилизационного сбора = базовая ставка Х коэффициент
Размер сбора зависит от характеристик транспортного средства, таких как:
- Тип двигателя: бензиновый, дизельный, электромобиль.
- Объем двигателя: в литрах.
- Максимальная масса: в тоннах.
- Класс автомобиля: легковой, грузовой, автобус.
Для транспортных средств (с объемом двигателя до 3 литров), ввозимых физлицами для личного пользования, установлены понижающие значения коэффициентов. Они составляют:
- 0,17 — для новых транспортных средств;
- 0,26 — для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
Во всех иных случаях (производство или ввоз для перепродажи) сумма сбора рассчитывается с применением повышающих коэффициентов — 15,3.
Если проект будет принят и одобрен, то различные категории автовладельцев будут испытывать следующие изменения:
- Для граждан, которые ввозят автомобили с двигателем до 3 л для личного использования, проект не внесёт изменений, при условии, что они уплатили все таможенные сборы и налоги, а также не будут продавать машину в течение года. В противном случае начислят утильсбор, который будет пересчитан. Для легковых автомобилей с двигателем более 3 л коэффициенты увеличатся вдвое.
- Для лиц и организаций, приобретающих автомобили за границей для последующей перепродажи на российском рынке, утильсбор будет поэтапно увеличиваться на 70-85% с 1 октября 2024 года, а до 2030 года — ежегодно на 10-20%.
- Для легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л, приобретенных для перепродажи, размер утильсбора после 1 октября вырастет с 306 000 до 556 200 руб. и будет ежегодно расти. В 2030 году — 1 172 400 руб.
- За автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л старше 3 лет на сегодняшний день платят 1 279 000 руб., а с 1 октября — 2 366 000 руб.
- За автомобили с объемом двигателя от 3 до 3,5 л размер сбора с 1 октября составит 2 735 000 руб., а в 2025 году — 3 296 000 руб.
- За легковую машину с объемом двигателя больше 3,5 л с 1 октября — 2 284 000 руб., а в 2025 году — 2 742 300 руб.
- Для электромобилей и гибридов ставки вырастут с 1 января 2025 года. За новые придется уплатить 667 400 руб., за электромобиль старше 3 лет — 1 174 000 руб. С 2030 года утильсбор за новый электромобиль составит 1 172 400 руб., за машину старше 3 лет — 2 062 600 руб.
Повышение сбора неизбежно приведет к увеличению стоимости новых автомобилей, как отечественного, так и импортного производства. В свою очередь, это может сказаться на стоимости подержанных автомобилей. Министерство промышленности и торговли подчеркивает, что повышение утильсбора является необходимым для стимулирования производства электромобилей в России.
Новые нормы в первую очередь должны охватить зарубежные марки, которые еще не локализованы на российском рынке. Как предполагает инициатива авторов документа, иностранные производители автомобилей окажутся в ситуации, когда им придется перенести свои производственные мощности на российскую территорию.