Порядок подачи жалобы в налоговую инспекцию: руководство для бухгалтеров

Автор:


УФНС Сахалинской области сообщила на сайте о порядке и условиях использования упрощённого режима.


С 2025 года по статье 140.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлен упрощенный порядок подачи и рассмотрения жалоб на действия и бездействие представителей налоговых органов.


Ранее подать жалобу можно было исключительно в вышестоящий орган. При неразрешенном споре можно было составить и направить жалобу в региональное УФНС, но через свою инспекцию. Решение по жалобе принималось в течение 15-30 дней со дня ее получения.


С января 2025 года для подачи и рассмотрения жалоб в электронном формате установлен упрощенный порядок.

  • С помощью персонального кабинета на веб-сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru.
  • по ЭДО из своей через учетной программы.


Рассмотрение электронных жалоб по упрощенному порядку возможно при условии их получения через ТКС в формате КНД 1110121 и соблюдения порядка, установленном Приказом ФНС России от 02.09.2024 № 693@ о представлении жалоб в электронной форме.


Простой способ подачи жалобы применим к любым действиям (или бездействиям) должностных лиц налоговой службы, которые не соответствуют нормативным актам, за исключением решений, вынесенных на основании статей 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким решениям относятся те, что приняты по итогам проверки или других мероприятий налогового контроля, а также при регистрации организаций и предпринимателей.


Жалобу можно подать в упрощенном порядке при следующих обстоятельствах:

  • Вопросами о регистрации, постановке на учет или снятии с учета.
  • Незаконными действиями являются запросы ИФНС предъявить документы и объяснить ситуацию, а также вызов на допрос.
  • Неодобрение налоговика для принятия налоговой декларации, расчёта или уведомления.
  • Не предоставлением вычетов, не возмещением (зачётом) излишне уплаченных сумм и бездействием налоговых органов по возврату денежных средств.
  • Требование о погашении задолженности поступило из-за необходимости урегулировать её в случае с недостоверными данными на ЕНС.
  • Без учета денежных средств, внесенных в виде единого налогового платежа.
  • Неудовлетворением запроса о продлении срока уплаты или разсрочке платежа по налогам.
  • Запрет на проведение банковских операций и переводы электронных платежей.
  • иными случаями.


В течение семи рабочих дней разсмотрят электронную жалобу.


В жалобе необходимо указать данные оспариваемого документа или ранее поданного обращения, на которое отсутствует ответ, а также наименование налогового органа, утвердившего оспариваемый документ.


Жалобы, поданные по форме обращения КНД 1166102, не подлежат рассмотрению в упрощенном порядке и рассматриваются 15 рабочих дней с возможным продлением срока ещё на 15 дней.

Восемь рекомендаций по составлению заявления в сокращенном порядке с 2025 года.

  1. Для подачи жалобы доступен только электронный формат.
  2. Электронное обращение можно отправить через систему межведомственного электронного документооборота (ТКС) со службой электронной документации Федеральной налоговой службы или через личный кабинет на портале ФНС (nalog.ru).
  3. Для «упрощенной» жалобы применяется форма КНД 1110121.
  4. В личном кабинете услуга доступна в разделе «Подача жалобы».
  5. В графе «Способ рассмотрения жалобы» следует выбрать упрощенный порядок.
  6. В жалобе следует привести дату и номер оспариваемого документа.
  7. Решение по жалобе, принятое после удовлетворения или перенаправления в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения по существу, будет доставлено в электронном виде. Информацию о ходе и результатах рассмотрения можно отслеживать в личном кабинете в разделе «Узнать о жалобе».
  8. Жалобы на решения налоговых органов, вынесенные в рамках статей 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проверок не рассматриваются в упрощенном порядке.