В период эпидемии коронавируса и самоизоляции кто-то по указам Президента или распоряжению властей не работал или, наоборот, продолжал работать. Кто-то сам уходил в простой. Вместе с тем у всех были расходы, и теперь бухгалтерам нужно понять, как их отражать в учете. Потому что от этого могут возникнуть особенности заполнения отчетных форм в рамках годового отчета за 2020 год.
Если работать не запрещали
Как учитывать понесенные расходы, зависит от того, работала ли фирма в период самоизоляции и нерабочих дней или нет.
Никаких особенностей с учетом расходов нет, если по решению властей ваша фирма должна была работать.
Если вы работали на удаленке – тоже.
В этих случаях расходы нужно отражать по обычным статьям затрат и по обычным затратным счетам — 20, 25, 26, 44.
Налогообложение — тоже без особенностей.
Есть фирмы, которые были вправе работать, но сами приняли решение уйти в простой. При этом они несут убытки. Их можно будет учесть в расходах по прибыли, как не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам (подп. 4 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Если работать запрещали
Если из-за коронавируса вам было работать запрещено — из-за нерабочих дней по указу Президента или из-за сохранения режима самоизоляции в регионе – у бухгалтера будут сложности с учетом затрат в налоговом учете. Ведь вы несли постоянные расходы, начисляли арендную плату, а также сохраняли зарплату работникам.
Для учета косвенных расходов за нерабочий период особенностей нет. Другое дело – прямые расходы.
Прямые расходы за нерабочий период в целях налога на прибыль нужно признать внереализационными по подпункту 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Ведь эти расходы оказались не связанными с производством и реализацией. Значит, относить их на стоимость незавершенного производства оснований нет. Ведь производственная деятельность не велась.
Для целей налога на прибыль расходы во время нерабочих дней по указу Президента могут признать внереализационными, так как они не связаны с производством и реализацией.
Особенности бухучета для неработающих компаний
Для компаний, кому работать во время карантина было запрещено, одним из вариантов учета расходов будет такой.
Поскольку расходы не связаны с производством и реализацией, вполне обоснованным будет отражать их на счете 91 «Прочие расходы».
Так, отражать факты хозяйственной деятельности исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования, то есть исходя из приоритета содержания перед формой, требует пункт 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Кроме того, расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, признаются обычными (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Все остальные расходы относятся к прочим (п. 4 ПБУ 10/99«Расходы организации»).
Прямые расходы, когда во время самоизоляции фирма была не вправе работать, не связаны с производством или реализацией. Значит, их можно учесть как прочие расходы.
Заметим, что перечень прочих расходов, содержащийся в пункте 11 ПБУ 10/99, является открытым.
Дополнительным обоснованием отнесения расходов в период самоизоляции к прочим может стать и пункт 13 ПБУ 10/11. Здесь говорится, что прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.). На территории РФ ни режим чрезвычайного положения, ни режим чрезвычайной ситуации не вводили. Но для некоторых организаций продолжать свою обычную деятельность не позволил режим самоизоляции. То есть по факту эту ситуацию можно рассматривать как чрезвычайную, а расходы квалифицировать — как прочие.
Таким образом, вам будет достаточно такой проводки:
- Дебет 91 «Прочие расходы» Кредит 70, 69, 02, 76…
- отражены в составе прочих расходов расходы на зарплату работникам, страховые взносы, амортизацию ОС и др.
В отчете о финансовых результатах в составе отчетности за 2020 год расходы, понесенные во время самоизоляции и учтенные на счете 91, лучше выделить отдельной строкой.
Прочие доходы и расходы в отчете о финансовых результатах отражают по строкам 2310 и 2350 соответственно.
Вместе с тем одних только прочих расходов в компании, которая не работала в период карантина, не будет. Некоторые сотрудники продолжали работать. Это руководители, бухгалтеры, менеджеры. Их зарплату и другие расходы, связанные с их работой, такие как компенсации за использование личного имущества, расходные материалы и т. д., нужно учитывать, как обычно — на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу».