Ошибки бизнеса при выполнении требований ИФНС

Автор: | 15.10.2024
Ошибки бизнеса при выполнении требований ИФНС

Бизнес нередко сталкивается с ситуацией, когда вдруг получает штраф из налогового органа, но не потому, что намеренно отступил от буквы Налогового кодекса, а из-за нарушений не злонамеренных, совершенных по причине ошибочной интерпретации требований, поступивших из налоговых органов. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные «случайные ошибки», за которые, впрочем, часто приходится все равно платить.

К одним из наиболее частых случаев совершения нарушений НК РФ относится неполное или несвоевременное представление документов по запросу налоговой службы. Такие ошибки бизнеса часто связаны с тем, что налогоплательщик неправильно интерпретирует запрос, содержащийся в документе, полученном из инспекции, что и приводит к санкциям.

Неопределенность требований

Одной из частых причин споров является недостаточная ясность в формулировках запросов, направляемых ИФНС. Например, в недавнем случае компания была оштрафована за непредставление запрошенных документов в срок. Бизнес попытался объяснить, что часть документов была представлена вовремя. При этом из самого текста запроса невозможно было сделать вывод и точно определить, какое именно количество документов требуется, например, точное количество путевых листов. Однако непонимание текста требования не освобождает предприятие от ответственности. Налогоплательщик получает штраф за неполное выполнение запроса, и неважно, направлена им часть информации или нет.

А что же судьи? В таких случаях служители Фемиды могут поддержать позицию бизнеса. Но нужно помнить, что предприятие должно доказать арбитрам, что запрос был составлен неточно. Например, в одном деле налогоплательщик оспорил штраф, указывая, что ИФНС не указала точное количество и перечень требуемых документов. Это сделало невозможным своевременное исполнение требования налогового органа.

Суд занял сторону организации, отметив, что инспекторы должны четко формулировать свои требования. Данная позиция подтверждается и другими судебными решениями, так, например, в ином деле суд установил, что запрос, направленный ревизорами, должен содержать конкретные реквизиты сделки или документы​.

Неверное определение сроков направления

Еще одна распространенная ошибка – это неправильное понимание сроков для выполнения требований налоговых органов. Инспекция имеет право продлевать сроки представления документов по ходатайству налогоплательщика. Однако если компания не соблюдает сроки даже в таком случае, это неизбежно приводит к наложению штрафов.

Давайте опять посмотрим на судебную практику. Арбитры, рассматривая такие дела, часто указывают на тот факт, что если компания не успевает предоставить документы даже после продления срока, то бизнесу нужно доказать наличие уважительных причин, по которым исполнить требование ИФНС не удалось.

В одном деле суд отклонил апелляцию компании, которая утверждала, что не успела вовремя предоставить бумаги из-за их большого объема. Судьи указали, что налогоплательщик в этом случае обязан контролировать процесс подготовки документов и представлять их в сроки, установленные законом. Тем не менее в случае, если причины пропуска объективны, например, требование из инспекции пришло с задержкой или в компании наступили форс-мажорные обстоятельства, суды могут отменить штраф​.

Неполное выполнение требований

Иногда предприниматели ошибочно считают, что если они представили часть документов по запросу, то этого будет достаточно для выполнения обязательств перед налоговым органом. Это не так! Неполное выполнение требований, которые указаны инспекторами в документе, может привести к штрафам, поскольку ИФНС вправе запрашивать полный пакет документов.

Перейдем к судебной практике. Как арбитры судят подобные споры? В одном из случаев, рассмотренных судом, компания была оштрафована за непредставление документов в полном объеме. Налогоплательщик в ходе разбирательств объяснил, что представил основную часть запрашиваемых документов. Такие аргументы не помогли избежать наказания, суд подтвердил правомерность наложения инспекцией штрафа, так как изначальное требование подразумевало представление всех документов в указанные сроки​.

Некорректное толкование норм НК РФ

Предприятия нередко сталкиваются с трудностями при трактовке норм Налогового кодекса, касающихся истребования документов. Например, статья 93.1 НК РФ дает право инспекторам запрашивать документы, относящиеся к контрагентам налогоплательщика, но не всегда бизнес из текста запроса понимает, какие именно документы нужно направить ревизорам и в каком объеме. Это приводит к наложению санкций на организации.

Тогда бизнес решается отправиться в суд. А что арбитры? В подобных случаях они могут принять сторону налогоплательщика, но только если будет доказано, что запрос налогового органа был составлен неправомерно или противоречил положениям главного фискального документа страны. Например, если ИФНС запрашивает документы по сделкам, не относящимся к проверяемому периоду или выходящим за пределы срока исковой давности, то компания может обжаловать такие запросы. В одном деле суд установил, что контролеры превысили свои полномочия, запрашивая документы по сделке, которая произошла более трех лет назад​.

Документы предоставлены не по форме

Еще одна распространенная ошибка – представление документов не в той форме, которую запрашивает налоговый орган. Например, иногда компании представляют бухгалтерские документы в упрощенном виде, не заполняя все обязательные реквизиты. Что и приводит впоследствии к получению бизнесом штрафа.

Давайте обратимся к судебным решениям. Чью сторону занимают судьи? Текущая практика – в пользу ИФНС. Арбитры подтверждают, что налогоплательщики обязаны представлять документы в той форме, которая предусмотрена законодательством. В одном случае компания была оштрафована за представление путевых листов, которые не содержали всех обязательных данных. Суд встал на сторону ИФНС, указав, что бизнес обязан представлять документы в полном соответствии с установленными нормами, и несоблюдение этого требования является основанием для наложения штрафа​.

Шон Бетрозов, учредитель АК «Betrozoff и Законъ»

Рекомендации для бизнеса, которые позволят избежать негативного развития событий, можно найти в полной версии статьи «Ошибки бизнеса при выполнении требований ИФНС» на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».

В статье использованы фото с сайта freepik.com


Источник