Одно и то же ОС нельзя одновременно включать в разные амортизационные группы

Автор: | 18.06.2021

Одно и то же ОС нельзя одновременно включать в разные амортизационные группы

Одно и то же ОС может облагаться разными налогами. Так, если это транспортное средство, то в налоге на прибыль учитываются расходы на его амортизацию. А само ТС облагается транспортным налогом. При этом недопустимо, чтобы это ТС в целях обложения разными налогами учитывалось в разных амортизационных группах. Как же  правильно определить группу?

Срок полезного использования и амортизационная группа

При постановке на учет основного средства важно правильно определить срок его полезного использования. Для этого нужно узнать, к какой амортизационной группе относится ОС. 

При этом амортизационную группу нужно выбрать только одну.

Вот пример неправильного «поведения» компании, из-за которого ей пришлось судиться с налоговой инспекций.

Фирма приобрела самодвижущиеся буровые установки на гусеничном ходу и включила их в 3 амортизационную группу, отнеся к бурильному оборудованию.

В то же время эти установки были зарегистрированы в Гостехнадзоре, как «прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» — фирма платила по ним транспортный налог. Вот только такое оборудование по классификации относится не к 3, а к 4 амортизационной группе.

Инспекция при проверке обнаружила это несоответствие. По ее мнению, неверно определена амортизационная группа по данным установкам в прибыльных целях — для начисления амортизации.

Напомним, срок полезного использования ОС из 3 группы – от 3 до 5 лет, а из 4 группы – от 5 до 7 лет включительно.

То есть данные ОС относятся не к бурильному оборудованию, а к самоходным машинам и оборудованию. Наряду с экскаваторами, бульдозерами и т. д.

Судьи поддержали инспекцию.

Почему судьи поддержали инспекцию?

Фирма не считала ошибкой отнесение бурильных установок к 3 амортизационной группе. Ведь их основная функция – это бурение скважин, а не перемещение в пространстве, скорость которого по техдокументации всего около 3 км/ч.

Однако судьи обнаружили другие признаки, по которым оборудование относится именно к самоходным машинам. У него есть:

  • двигатель, который предназначен как для вращения буровой установки, так и для движения;
  • кабина для управления движением;
  • шасси экскаватора — на нем смонтировано оборудование.

То есть речь идет не просто о буровом оборудовании, а о самоходной буровой установке.

Самоходность – это тот признак, который нужно учитывать не только для транспортного налога, но и для включения ОС в амортизационную группу с целью определения амортизации и уплаты налога на прибыль.

Квалифицировать ОС как транспортное средство для целей транспортного налога и одновременно как стационарный объект для целей начисления амортизации недопустимо.

Об этом можно почитать в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2021 г. № Ф04-696/2021 по делу № А27-9247/2020.

Общий вывод такой.

Чтобы выбрать правильную амортизационную группу для того или иного ОС, нужно исходить не только из основной функции объекта, а из всего комплекса его характеристик.

Включив буровые установки в 3 группу, фирма занизила срок их полезного использования и, соответственно, завысила сумму ежемесячных расходов на амортизацию.

Завышение расходов, как вы знаете, ведет к занижению налога на прибыль. А инспекция такого допустить не может.

 

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами

наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание


Читать оригинал