НДС при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях учитываем в расходах

Автор: | 19.10.2021

НДС при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях учитываем в расходах

При налогообложении прибыли не учитывается и стоимость бесплатно переданного имущества, и расходы, связанные с такой передачей. Одним из таких расходов является НДС, начисленный поставщиком.  Учесть его в расходах по прибыли нельзя. Но если безвозмездная передача связана с проведением рекламной акции,  и на передаваемые товары нанесен логотип фирмы,  начисленный НДС, по мнению Минфина, можно отнести в расходы с учетом установленного для рекламных расходов лимита.

Расходы на рекламу в налоговом учете нормируются

Затраты на рекламу отражают в налоговом учете в составе прочих расходов.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на рекламу деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Некоторые виды затрат на рекламу учитывают в составе прочих расходов только в пределах норм.

Перечень рекламных расходов и порядок их нормирования содержит пункт 4 статьи 264 НК РФ.

Так, в размере не более 1% выручки от реализации (без НДС) можно учесть в расходах такие траты:

  • на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • на иные виды рекламы (например, затраты на разработку и распространение рекламных писем, открыток, этикеток, фирменных пакетов и т. п.).

Затраты на рекламу, которые превышают норму, налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.

Пример. Как учесть расходы на рекламу при расчете налога на прибыль

Предположим, за первое полугодие выручка компании составила 3 600 000 руб. (в том числе НДС – 600 000 руб.).

В этом периоде фирма провела рекламную компанию своего производства. Для победителей рекламной кампании были закуплены призы стоимостью более 100 руб. за единицу. На это потратили 330 000 руб. (в том числе НДС – 55 000 руб.).

В налоговом учете затраты на покупку призов можно включить в состав прочих расходов в пределах 1% выручки. Эта сумма составит:

(3 600 000 руб. – 600 000 руб.) × 1% = 30 000 руб.

Учесть в составе расходов можно только эту сумму. Оставшаяся сумма в размере 245 000 руб. (330 000 – 55 000 – 30 000) в составе прочих расходов не учитывается и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает.

Сумму НДС по сверхнормативным рекламным расходам вы можете принять к вычету в полном объеме (постановление Президиума ВАС России от 6 июля 2010 г. № 2604/10).

НДС при безвозмездной передаче товара

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ прямо следует, что безвозмездная передача имущества является реализацией. Поэтому передающая сторона обязана начислить НДС. В этом случае налог покупателю не предъявляется. Поставщик оплачивает его за счет собственных средств. То есть несет расходы.

Вы, конечно, помните, что начислять НДС не нужно при безвозмездной передаче товаров стоимостью меньше 100 рублей за единицу.

А можно ли расходы в виде начисленного при безвозмездной передаче НДС учесть в налоговой базе по налогу на прибыль? В письме от 12 ноября 2018 г. № 03-07-11/81021 говорится, что в целях налогообложения прибыли не учитывается ни стоимость бесплатно переданного имущества, ни расходы, связанные с такой передачей. Поскольку одним из таких расходов является НДС, начисленный поставщиком, учесть его в расходах по прибыли нельзя.

НДС при безвозмездной передаче товаров в рамках рекламной акции

Минфин уточнил эту позицию, но только относительно учета НДС, начисленного с безвозмездной передачи товаров в рамках рекламной акции. В частности, сувениров с логотипом компании (см. письмо Минфина от 10 сентября 2021 г. № 03-03-10/73599).

Расходы на рекламу деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) нужно учитывать исходя из правил нормирования, установленных пунктом 4 статьи 264 НК РФ.

Сумма НДС, исчисленная налогоплательщиком при безвозмездной передаче рекламной продукции с логотипом компании, является расходом фирмы. Этот расход формируется в рамках осуществления рекламных мероприятий в понимании Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.

Поэтому и расходы виде сумм начисленного НДС можно учесть в составе расходов организации на рекламу, ограниченных лимитом 1% от выручки от реализации.


Читать оригинал