Организация заказывает услуги по выкладке товаров в своем шоу-руме в целях привлечения большего числа клиентов и увеличения продаж своей продукции. Расходы она включает в расчет налога на прибыль в полном объеме, относя их к прочим, связанным с производством или реализацией. Может ли компания так поступать, не приведет ли это к спорам с налоговой инспекцией?
Что такое мерчендайзинг
На практике под мерчендайзингом понимается комплекс мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж в розничной торговле. С его помощью развивают популярность различных торговых марок, воздействуя на потребителя. Суть мерчендайзинга – проведение специальных работ по размещению и выкладке товара, созданию их эффективного запаса и оформлению мест продаж.
Выкладку товаров осуществляют в зависимости от назначения, форм и свойств товаров, например, по видам изделий, артикулам, размерам.
При этом выкладкой не может считаться размещение товаров в торговом зале в закрытом торговом оборудовании. Например, в непрозрачных, закрытых шкафах, контейнерах и подобном оборудовании либо в закрытой транспортной упаковке — коробах, ящиках и тому подобной упаковке, если это не позволяет покупателю возможность изучить товар.
Как учесть расходы на мерчендайзинг
Суды приходят к выводу, что раз целью выкладки товара является привлечение к нему внимания покупателей, то отождествлять это с рекламой товара нельзя. Поскольку это противоречит целям и сущности рекламной деятельности (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32-5215/2012). Поэтому, судьи разрешили учесть расходы на мерчендайзинг на основании подпункта 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, т.е. как прочие расходы, связанные с производством или реализацией. В таком случае из можно включить в состав затрат по налогу на прибыль в полном объеме.
Чиновники с таким подходом не согласны. Они относят расходы по выкладке товара к рекламным и, более того, к нормируемым рекламным расходам.
Так, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, входят расходы на рекламу товаров, работ, услуг, деятельности компании, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Рекламные расходы для целей учета по налогу на прибыль подразделяются на:
- ненормируемые. Это расходы, в том числе, на рекламу в СМИ, интернете, наружную рекламу, расходы на участие в выставках, на оформление витрин, на
- нормируемые – все остальные расходы на рекламу, не перечисленные в составе ненормируемых. которые не отнесены к ненормируемым.
Нормируемые расходы на рекламу можно учесть только по установленному нормативу – в пределах 1 % выручки без НДС.
По мнению чиновников, затраты на выкладку товаров как раз относятся к расходам на рекламу, так как они возникают в связи с проведением мероприятий, соответствующих Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Поэтому, их надо учитывать в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации (письмо Минфина от 03.09.2021 г. № 03-03-06/1/71382).
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Получить издание