Кому грозит выездная налоговая проверка?

Автор: | 24.10.2024
Кому грозит выездная налоговая проверка?

Выездные налоговые проверки проводятся довольно редко. Но если уж их назначают, значит, есть какой-то серьезный повод, веское основание предполагать, что компания в ходе своей деятельности совершает нарушения налогового законодательства. В этой статье разберем, кому стоит ожидать визита налоговых инспекторов и как проходит выездная проверка

Что может послужить поводом для проведения выездной налоговой проверки?

Еще в далеком 2007 году ФЕС издала приказ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В этом документе перечислены основные критерии, по которым налоговики оценивают деятельность компании на предмет наличия возможных нарушений. Провести такую оценку компания может и самостоятельно, определив для себя, насколько в ее случае высока вероятность проведения выездной проверки.

Всего в приказе обозначено 12 рисковых критериев. Вот, что, по мнению налоговиков, выглядит подозрительно:

  1. низкая налоговая нагрузка у данного налогоплательщика (сравнение проводится с другими хозяйствующими субъектам в конкретной отрасли);.
  2. убыточность деятельности, наблюдающаяся в течение нескольких налоговых периодов согласно бухгалтерским и налоговым документам;
  3. слишком большие суммы налоговых вычетов за тот или иной период;
  4. рост темпа расходов значительно превышает темп доходов;
  5. среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня, характерного для данного вида экономической деятельности;
  6. если налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению лимитов для применения спецрежимов по налогам;
  7. суммы расходов ИП максимально приближены к суммам доходов;
  8. наличие «цепочек» контрагентов;
  9. оставление без ответа запроса налогового органа о представлении пояснений по факту несоответствий, выявленных в сданных декларациях и отчетах;
  10. частая смена места нахождения и, соответственно, налогового органа;
  11. отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Однако даже если деятельность налогоплательщика подпадает под некоторые из перечисленных критериев, это еще не означает стопроцентно, что в отношении него будет обязательно проведена выездная проверка. Прежде чем принимать решение о ее назначении, налоговые инспекторы постараются уточнить интересующие их подробности посредством запроса пояснений в ходе проведения камеральной проверки либо вызовут представителя компании для дачи пояснений в устной форме. И только в том случае, если ответы и пояснения налогоплательщика не снимут все вопросы налоговиков, возможна выездная проверка. При этом нужно понимать, что вряд ли налоговики запустят сложную процедуру выезда, если речь будет идти о мелких доначислениях. Скорее всего, их заинтересуют только крупные суммы сокрытых налогов.

С чего начинается выездная проверка?

В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ для проведения выездной проверки начальник налогового органа либо его заместитель выносят решение, в котором указывается, налоговые дела какого именно налогоплательщика будут проверять, полноту уплаты каких именно налогов изучат в ходе проверки, период времени, которыеюй подлежит проверке, кто из инспекторов займется этой работой.

Стоит отметить, что, по общему правилу проверка ограничивается тремя годами, ей предшествующими.

Где проводится выездная проверка?

Собственно говоря, словосочетание «выездная проверка» очевидно предполагает выезд. И действительно, по закону, такая проверка должна проводиться по месту нахождения налогоплательщика. Исключение — если налогоплательщик не имеет возможности предоставить помещение для проверки. Тогда ее на основании п. 1 ст. 89 НК РФ могут провести в самом налоговом органе.

Что делают инспекторы во время проверки?

Перечень действий налоговых инспекторов во время выездной налоговой проверки определен НК РФ. Они вправе:

  1. запрашивать документы у проверяемого налогоплательщика. Для этого в его адрес направляют соответствующее требование. Оно может быть передано нарочно, так и прийти на бумаге или в электронном виде через личный кабинет. Ответ можно тоже отдать на бумаге, через Интернет или через личный кабинет. Сделать это нужно в течение 10 дней. Если документов запрошено слишком много, можно не позднее, чем на следующий день после получения запроса, направить в налоговый орган ходатайство, в котором попросить продлить указанный срок. За каждый неподанный вовремя документ налоговики в соответствии со ст. 126 НК РФ могут назначить штраф в размере 200 руб.;
  2. запрашивать документы у контрагентов налогоплательщика. Это нужно для того, чтобы удостовериться как в реальности существования самого контрагента, так и в достоверности представленной информации о заключенных с ним сделках. Происходит это так. Налоговый орган, который проводит проверку, поручает налоговому органу, в котором зарегистрирован контрагент, истребовать у него определенные документы. Контрагент, получив запрос от своей налоговой, обязан дать на него ответ в течение 5 рабочих дней. Если этого времени ему мало, он вправе просить инспекцию продлит  ему срок для представления документов;
  3. допрос свидетеля. Если у налоговиков есть информация о том, что у каких-либо лиц имеется интересующая их в рамках проводимой проверки информация, они вправе вызвать этих лиц в качестве свидетелей. Отказаться от дачи свидетельских показаний по общему правилу нельзя, кроме как в силу действия ст. 51 Конституции РФ, где речь идет о том, что можно не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Кроме того, не могут быть допрошены как свидетели лица, которые получили налоговую информацию о налогоплательщике в связи с исполнением ими их служебных обязанностей (например, адвокаты). За неявку или отказ от дачи показаний может быть назначен штраф — 1000 руб. и 3000 руб. соответственно;
  4. экспертиза может назначаться тогда, когда для установления каких-либо фактов требуется привлечение специалистов, обладающих специальными знаниями. Например, налоговики могут назначить почерковедческую экспертизу для определения принадлежности подписи, проставленной на документе, и т.п.
  5. выемка документов и предметов проводится, если налогоплательщик уклоняется от представления запрошенных документов или если налоговики подозревают, что он может уничтожить эти документы или скрыть;
  6. осмотр. Помещения и территории, принадлежащие налогоплательщику, могкт быть полвергнуты осмотру. При этом должен обязательно присутствовать сам налогоплательщик, а также понятые. Результат осмотра фиксируется в протоколе, который должен быть полписан всеми участвующими в осмотре лицами.
  7. инвентаризация имущества.

Сроки проведения выездной проверки

По закону срок выездной проверки юридического лица составляет 2 месяца. Однако в некоторых случаях он может быть продлен, максимально — до 6 месяцев. Иногда проверку приостанавливают, например, на время провеления экспертизы.

Продолжительность проверки считается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

Справка вручается представителю налогоплательщика в последний день проверки.

В течение 2 месяцев с даты вручения справки налоговики обязаны составить также акт. Его направляют налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после составления. Возражения относительно представленной в акте информации можно представить в налогрвый орган в месячный срок.


Источник