При расчете налога на прибыль компании могут учитывать расходы на имущественное страхование. Такое страхование может быть обязательным и добровольным. А как учитывать расходы, определяет НК РФ. Отступление от этого порядка гарантирует снятие расходов и доначисление налога. Об этом периодически напоминает Минфин и подтверждает судебная практика.
Как учитывать расходы на страхование имущества
В каком порядке учитывать расходы на имущественное страхование, напомнил Минфин в письме от 8 октября 2020 г. № 03-03-06/1/88006.
Порядок учета расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование определен в статье 263 НК РФ.
При налогообложении прибыли организации вправе учесть страховые взносы:
- на все виды обязательного имущественного страхования – в пределах страховых тарифов;
- на виды добровольного страхования в соответствии со списком, который дан в пункте 1 этой статьи, — в фактической сумме.
Добровольное страхование имущества включает, например, такие виды страхования:
- средств транспорта;
- грузов;
- основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства;
- рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
- товарно-материальных запасов;
- урожая сельскохозяйственных культур и животных;
- иного имущества, которое используется налогоплательщиком для деятельности, направленной на получение дохода;
- ответственности за причинение вреда третьим лицам;
- ответственность за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте.
Взносы на виды добровольного имущественного страхования, которые не перечислены в пункте 1 статьи 263 НК РФ, можно учесть только тогда, когда страхование является обязательным условием для осуществления деятельности фирмы (подп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ).
В налоговом учете затраты на обязательное страхование включают в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством России. Затраты на добровольное страхование включают в сумме фактических расходов.
Как учесть страховые платежи
Расходы по оплате страховых платежей по тем видам страхования, которые принимаются в расходы, могут относиться к нескольким отчетным периодам. Так бывает, когда договор оплачивают разовым платежом. Расходы в этом случае нужно равномерно распределить между периодами пропорционально количеству дней, в течение которых действует договор (п. 6 ст. 272 НК РФ).
Расходы на страхование в налоговом учете отражают только после их оплаты.
Пример. Распределение страховой премии по имущественному страхованию
В январе отчетного года фирма заключила договор добровольного страхования материалов, которые находятся на складе, от пожара. Срок действия договора – 2 года (720 календарных дней). По договору фирма единовременно перечислила страховую премию в сумме 160 000 руб.
Сумма затрат, которую бухгалтер ежемесячно включает в состав расходов, составит:
160 000 руб. : 720 дн. × 30 дн. = 6666 руб.
Эта сумма ежемесячно относится:
- в бухгалтерском учете – к расходам по обычным видам деятельности;
- в налоговом учете – к прочим расходам.
Нельзя списывать все расходы на страхование одновременно. В этом случае доначисление налога на прибыль гарантированно (см., к примеру, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2017 г. № А33-17944/2016).
По каким договорам расходы не примут
Так, судьи не поддержали фирму, которая включила в расходы страховые взносы по договору страхования коммерческих кредитов.
Этот вид страхования не относится к обязательным. А поскольку это добровольное страхование, фирме нужно было сначала убедиться, что оно относится к разрешенным видам из пункта 1 статьи 263 НК РФ.
Но страхования коммерческих кредитов (а также и других подобных страховок — дебиторской задолженности, расчетов с покупателями и т.п.) в НК РФ нет. Также такое страхование не является обязательным условием для осуществления деятельности фирмы.
Значит, учитывать в налоговой базе расходы по таким договорам страхования нельзя (см. определение ВС РФ от 2 ноября 2020 г. № 301-ЭС20-16165).
Когда вы решаете вопрос о том, можно или нельзя учитывать в налоговых расходах страховые платежи, нужно руководствоваться НК РФ. Даже если вы твердо уверены, что ваша страховка связана с предпринимательской деятельностью и направлена на предотвращение убытков, вашу правоту не признают.
А неприятности бывают даже с обязательным страхованием. Самый распространенный вид – ОСАГО.
Например, арендатор оплатил полис, который оформлен на собственника ТС, и он же фигурирует в документах на оплату страховки. Расходы у арендатора сняли (см. постановление АС Северо-Западного округа от 12 апреля 2018 г. № А42-8131/2016).
Расходы примут, если документы по ОСАГО будут оформлены на арендатора.
Но и это еще не все.
Будьте внимательны, заключая договор аренды ТС с экипажем. В нем нужно обязательно прописать, что страховку по ОСАГО оплачивает арендатор. Если этого условия в договоре нет, страховать обязан собственник (ст. 637 ГК РФ). А расходы у арендатора снимут, как неоправданные.