Если автомобиля нет в Перечне дорогостоящего транспорта, но он соответствует описанию какой-то модели из него, транспортный налог по нему надо платить с повышающим коэффициентом.
Разъяснения по этому вопросу представители Федеральной налоговой службы дали в письме от 19.09.2022 № БС-4-21/12419@.
О повышающих коэффициентах
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса, транспортный налог исчисляют с повышающим коэффициентом 3 по легковым автомобилям средней стоимостью:
- от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- от 15 млн руб., с года выпуска которых минуло не более 20 лет.
Порядок расчета средней стоимости легковой машины в целях главы 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга от 28.02.2014 № 316.
Следует напомнить, что недавно в пункт 2 статьи 362 Кодекса были внесены поправки Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ. Во-первых, отменены повышающие «транспортные» коэффициенты:
- 1,1 (для легковых авто средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет);
- 2 (для легковушек не старше 5 лет средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно).
Таким образом, повышающие коэффициенты оставили только для машин дороже 10 и 15 миллионов (в зависимости от года выпуска). Это применяется к правоотношениям, связанным с исчислением транспортного налога за 2022 год.
Кроме того, установлено, что перечень легковых авто средней стоимостью от 10 млн руб., применяемый в очередном налоговом периоде, размещается в Интернете не позднее 31 марта этого периода.
Судебная практика
Верховный Суд в Определении от 26.08.2022 № 305-ЭС22-8615 рассмотрел следующую ситуацию. По результатам камералки обществу доначислен транспортный налог в размере 455 342 руб. плюс штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ (51 759 руб.).
По мнению налоговиков, предприятию следовало применить при исчислении налога за 2019 год повышающие коэффициенты, установленные для определенных моделей машин. Компания попыталась оспорить решение проверяющих в столичном УФНС, но безрезультатно, и затем обратилась в суд.
Обе первые судебные инстанции не поддержали компанию. В своих вердиктах они руководствовались, в частности, положениями статей 357-362 НК РФ и Приказом Минпромторга от 28.02.2014 № 316. Судьи высказались в пользу коэффициентов по автомобилям компании средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующим определенным позициям в Перечне для налогового периода 2019 года, хоть и прямо в нем не поименованным.
Кассация «забраковала» вывод о необходимости применения повышающих коэффициентов, если модели авто нет в Перечне, однако она при этом соответствует какой-то позиции из него. Вердикты первых инстанций были отменены.
Инспекторы не отчаялись и обратились в Верховный суд, и коллегия ВС РФ постановление кассации отменила, оставив в силе судебные акты первых инстанций.
В Перечне Минпромторга может не быть детализированного описания марки и модели автомобиля либо машины более дорогостоящей комплектации, но это не освобождает фирму от повышающего коэффициента, если авто соответствует обязательным критериям из Кодекса. Такой вывод сделали судьи в своем постановлении.