Организация передает продукцию со своим логотипом в рамках рекламной акции. С нее она удерживает НДС. Как этот налог учесть по налогу на прибыль, рассказали чиновники в письме от 10.09.2021 № 03-03-10/73599.
«Рекламный» НДС: когда платить, а когда нет
НДС, который возникает в рекламных акциях, подчиняется следующим правилам:
- если раздают рекламную продукцию, которая не обладает потребительской ценностью, т.е. не признается товаром, то обязанности уплаты НДС нет;
- если раздают рекламную продукцию, которая является товаром, то НДС понадобится уплатить в зависимости от стоимости этой продукции.
В случае, если стоимость рекламного товара менее 100 рублей, платить НДС не надо. Передача в рекламных целях товаров, работ, услуг, расходы на приобретение которых не превышают 100 рублей, НДС не облагается. Освобождение от налога предоставляет подпункт 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.
Но если стоимость единицы рекламной продукции более 100 рублей, то при ее раздаче потребуется начислить НДС, а «входной» НДС можно принять к вычету.
«Рекламный» НДС и налог на прибыль: какие есть особенности
Налоговики полагают, что в расчет налога на прибыль можно включить расходы на приобретение или создание продукции, бесплатно раздаваемой в рекламных целях. Это – рекламные расходы и их можно учесть на основании пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 Налогового кодекса.
При этом НДС, уплаченный при приобретении или создании рекламной продукции стоимостью до 100 рублей за единицу, учитываются в составе стоимости указанной продукции как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Причем данные расходы нормируются на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса. Общая сумма нормируемых рекламных затрат не должна превышать 1% выручки от реализации.
Если организация передает рекламную продукцию стоимостью дороже 100 рублей за штуку, то такая операция облагается НДС. Но начисленный при ее передаче НДС в расходы включить нельзя. Все дело в том, что пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса запрещает при расчете налога на прибыль учитывать не только расходы в виде безвозмездно переданного имущества, но и расходы, связанные с такой передачей.
Поэтому, чиновники указывают: НДС, который начислен при безвозмездной передаче рекламной продукции стоимостью свыше 100 рублей, в расходы по налогу на прибыль не включайте. Его нужно уплатить из собственных средств. На это обращал внимание Минфин в письме от 11.03.2010 № 03-03-06/1/123. Несмотря на то, что эти разъяснения достаточно давние, с тех пор иную точку зрения по этому вопросу чиновники не высказывали.
Однако, похоже, что теперь чиновники думают иначе. Они разъяснили, что НДС, который начислен при передаче рекламной продукции, формируется в рамках осуществления рекламных мероприятий в понимании Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Поэтому, расходы в виде данных сумм НДС можно учесть в составе расходов организации на рекламу. При этом такие расходы на рекламу признаются для целей налогообложения прибыли в размере не более 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. К такому выводу Минфин пришел в письме от 10.09.2021 № 03-03-10/73599.