Как сформировать резерв на ремонт операционной системы

Автор:


Расходы на ремонт любой стоимости учитываются в общей сумме. Если сразу после завершения работ зачесть всю сумму, результат может не удовлетворить фирму. Во-первых, это приведёт к образованию убытка, во-вторых – к переплате авансовых налоговых платежей и отвлечению оборотных средств. Поэтому резервами пользуются многие.

Нужен ли резерв на ремонт ОС


Все расходы на ремонт основных средств разрешены к учету в составе прочих расходов. Также возможно равномерное списание этих расходов за счёт
созданного резерва на ремонт ОС.


Согласно статье 260 НК РФ, чтобы равномерно включать расходы на ремонт основных средств в базу по прибыли, налогоплательщики могут создавать резервы под предстоящие ремонты, порядок создания которого регламентируется статьей 324 НК РФ.


Резервы целесообразно создавать компаниям, которые:

  • Производятся масштабные и затратные восстановительные работы на протяжении многих налоговых лет.
  • Ремонт начнутся и закончатся в конце года.


Резерв на ремонт основных средств формируют регулярными перечислениями – поровну каждый месяц. Эти суммы постепенно включатся в налоговые расходы. Все реальные траты списаны исключительно за счёт созданного резерва.

Что учесть при формировании резерва на ремонт ОС


Резерв позволяет оплачивать как недорогие текущие ремонты, так и дорогие капитальные. Порядок резервирования определён статьёй 324 Налогового кодекса Российской Федерации.


Резерв на будущий ремонт основных средств разрешено формировать по всем амортизируемым основным средствам. Налоговый кодекс не допускает создание резерва только по одному или нескольким объектам. Об этом Минфин предупредил в письме от 30 августа 2021 г. № 03-03-06/3/69849.


Резерв формируется из двух частей.

  • Отчисления на обычный текущий ремонт не могут превышать среднюю сумму фактических расходов на ремонт за три предыдущих года.
  • На особо сложный и дорогой ремонт поступают отчисления. Сбережения накапливаются в течение нескольких лет, но только при условии, что за последние три года подобных работ не проводилось.


Если фирма решилась формировать резерв на ремонт основного капитала, то ей нужно создать оба его вида.


Такое положение создаёт трудности для некоторых компаний в вопросе ограничения прав на формирование резервов.

Кто не может создавать резерв на ремонт ОС


Фирмы, работающие менее трех лет, не могут формировать резерв на текущий ремонт из-за отсутствия информации о объемах ремонтов за последние три года.


Предприятиям, выполнявшим дорогостоящий ремонт в течение последних трех лет, также запрещается формировать резервы на подобные работы.


Если компания, занимающаяся производством, создаёт резерв и не проводила ремонта в течение последних трёх лет, предельная величина резерва на текущий ремонт равна нулю. Следовательно, списывать затраты по факту нельзя, так как формально резерв имеется. Затраты на текущий ремонт можно будет учесть при расчете налога на прибыль только в конце периода как непокрытые за счёт резерва (постановление Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2005 г. № 14184/04).


Фирма с многолетним опытом может предусмотреть и оплатить из своих средств ремонт только в случае, если он будет очень дорогим и сложным.

Максимальная ежегодная сумма резервирования расходов на ремонт. Не должна быть больше средней годовой суммы фактических затрат на ремонт, установившейся в течение последних трёх лет.


Плательщик налогов сможет увеличить максимальную сумму взносов в резерв, если планирует провести сложный и дорогой капитальный ремонт, добавив к ней сумму дополнительных отчислений на его финансирование (абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ).


Для подобного увеличения нужно, чтобы за три предшествующие отчетных периода не проводились аналогичные ремонты (письмо Минфина от 26 июня 2024 г. № 03-03-06/1/59463).

Порядок учета резерва на ремонт ОС


Порядок учёта резерва устанавливается с момента его назначения.


Если к 31 декабря резерв на текущий ремонт, сформированный за налоговый период, не будет полностью использован, оставшуюся сумму включат в внереализационные доходы. Если фактические затраты на ремонт превысят смету, разницу спишут в прочие расходы.


Начало ремонта в одном году, а его окончание в следующем не меняет правила списания расходов: сумма списывается в год завершения работ и подписания всех необходимых документов.


Резерв на сложный и дорогой ремонт, формируемый в течение многих лет, не требует ежегодной инвентаризации. Его переносится на последующий год, а фактические расходы списываются только 31 декабря года окончания работ.