Как подобрать основание для премирования, чтобы расходы не урезали?

Автор: | 22.09.2020

Как подобрать основание для премирования, чтобы расходы не урезали?

Премии для налоговиков на проверках — особо лакомый кусок. Уж где-где, а здесь всегда есть к чему придраться. И не думайте, что если у вас есть положение о премировании,  и вы, как вам кажется, его строго придерживаетесь, вы застрахованы от снятия расходов и доначислений. Главное, чтобы из приказа на премирование было ясно, за что премия, и главное, что этот результат действительно достигнут — то есть основание для премирования вы подобрали правильно.

Премия по ТК

Вспомним сначала, что по ТК РФ премия — это выплата поощрительного либо стимулирующего характера (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Основания для премирования работников, порядок и сроки его проведения устанавливает сама конкретная фирма своими внутренними документами (ст. 135 ТК РФ).

Для налогового учета выплата премий за те или иные показатели должна быть предусмотрена Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о премировании, коллективным или трудовым договором. Только в этом случае ее можно отнести к расходам при расчете налога на прибыль. Если таких документов нет, то сумму премии при налогообложении прибыли не учитывают, даже если она выплачена на основании приказа директора (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Самая распространенная система премирования – так называемое общее премирование. Размеры, как правило, невысокие – либо в процентах от оклада, либо в фиксированных суммах. Премия назначается общим приказом по итогам месяца или квартала. Могут быть определены сотрудники, допустившие нарушения и лишенные премии.

Формулировки приказов весьма однообразны:

  • за успешное выполнение возложенных обязанностей;
  • за высокое качество работы;
  • за достижение высоких результатов в работе и т. п.

Другой вариант премирования – поощрение не всех сотрудников, а наиболее отличившихся. И размеры премий в этом случае повыше, они могут быть даже больше оклада. При индивидуально ориентированном премировании поощряют, как правило, не за период, а за конкретные успехи. В приказе должна быть наиболее точная формулировка достижения.

Вот здесь-то компании чаще всего и попадаются.

Налоговики изучают основания для премирования и очень часто находят причины отказов в принятии расходов и доначисляют налог, подводя это под экономическую необоснованность.

Формулировки приказов на премирование не должны быть расплывчатыми. Из них должно следовать, что сотрудник премируется за то, что он принес максимальную пользу компании.

Убыток – не повод для отказа от премирования

Многие компании премируют своих самых ценных сотрудников даже при получении убытков.

В такой ситуации инспекция наверняка будет снимать расходы, как необоснованные. Можно ли им как-то противостоять?

Можно. Главный аргумент: премия назначена не за прибыльность бизнеса, а за другие достижения, которые способствовали увеличению выручки.

Варианты можно придумать разные, к примеру:

  • за  продвижение торговой марки;
  • за разработку и внедрение новых моделей продукции;
  • за успешное представление интересов фирмы на переговорах и заключение выгодного контракта;
  • за выполнение особо сложного срочного задания;
  • за применение нестандартного (творческого) подхода к решению вопроса и т. д.

При этом важно в приказе расписать конкретно, какой и с кем был заключен выгодный контракт, какое конкретно срочное или особо сложное задание сотрудник выполнил и т. д.

Постановление АС Поволжского округа от 17 февраля 2015 г. № Ф06-20220/2013 демонстрирует, что при премировании работника за внедрение новых моделей продукции нужно иметь детализированную информацию о них, а также о новых источниках финансирования, появившихся в связи с их внедрением.

Главное, чтобы было ясно: премия выписана не за увеличение или достижение прибыли в работе фирмы, а за увеличение выручки. То есть это другой показатель деятельности. Даже при увеличении выручки по итогам периода может быть получен убыток.

Лучше, если в документах на премирование говорится не о прибыли, а о выручке. Инспекции будет сложно это опровергнуть, а тогда и доначисление налога можно будет оспорить (см., к примеру, постановление ФАС Московского округа от 6 февраля 2014 г. № А40-33091/13).

Если не достигнут результат, за который положена премия

Наличие убытка – это не единственное основание, по которому налоговики могут снять расходы на премии.

Другая причина, на которой компании как раз попадаются довольно часто – это премирование по показателю, который не достигнут.

Вот довольно яркий пример.

Работника премировали «за урегулирование отношений с контрагентом». Налоговики установили, что приказ с такой формулировкой противоречит другим документам. Действительно: фирма судилась с контрагентом, но спор проиграла. А в чем при этом заключается «урегулирование отношений», пояснить не смогла.

Вывод, который поддержали суды: премия выдана без оснований и является экономически не оправданной (Постановление АС Московского округа от 20 октября 2017 г. № А40-163997/2016).

А как же стоило написать? Можно было подойти по-другому, указав другие достижения этого же работника в этом же деле. Например, ведение переговоров с контрагентом, в результате чего тот отозвал часть своих претензий; общая отсрочка даты окончательных расчетов, которая выпала на период, когда фирма преодолела период временных финансовых трудностей и т. д.

Конечно, все это нужно еще и подтвердить документально: перепиской, отчетами, справками и др.

Помните: премируя работников, важно правильно подобрать основание для поощрения и обеспечить документальное подтверждение. Тогда расходы не снимут.


Читать оригинал