В Налоговом кодексе есть норма, которая содержит основания для образования переплаты по налогу на имущество, определяемого по кадастровой стоимости. Недавно ее конституционность попытались оспорить в КС, но нет: она признана вполне себе конституционной, но при этом КС разрешил пострадавшим от нее налогоплательщикам жаловаться и даже расссчитывать на возврат налога. А налоговикам – разбираться с каждым поступившим заявлением – работы не убудет. Так что это за норма?
Какая недвижимость облагается по кадастру
Налог на имущество с торговых центров рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
А в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ перечислены критерии, по которым недвижимость относится к торговым центрам (комплексам).
Здесь написано, что отдельно стоящее нежилое здание признается торговым центром, если оно отвечает хотя бы одному из следующих условий (в НК РФ так и написано:«хотя бы»):
- расположено на земельном участке, у которого один из видов разрешенного использования — размещение торговых объектов;
- предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, а также объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Здание считается предназначенным для использования (или фактически используемым) в целях размещения торговых объектов, когда не менее 20% его общей площади предусмотрено (или фактически используется) для такого размещения. Все это берется из сведений, содержащихся в ЕГРН или документах технического учета (инвентаризации) здания.
Таким образом, получается, что торговым центром, а, следовательно, объектом, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, является здание, которое или стоит на «подходящем» земельном участке, или предназначено или уже используется в коммерческих целях. То есть одно из двух.
Это и стало причиной спора.
Суть спора
Фирма владеет нежилым зданием, которое расположено на арендуемом земельном участке. По выписке из ЕГРН участок предусматривает вид разрешенного использования — размещение объектов торговли.
Здание, принадлежащее компании, предназначено для производственных целей. Но, несмотря на это, по решению местных властей оно было включено в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Ведь в отношении этого здания выполнено «хотя бы» одно из условий для признания торговым центром, а именно – расположение на земельном участке с видом разрешенного использования для размещения объектов торговли.
Таким образом, владелец недвижимости обязан платить больше налога только из-за земельного участка, тогда как назначение и фактическое использование здания не учитываются.
Фирма просила признать не соответствующим Конституции РФ подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Решение КС
Конституционный Суд в постановлении от 12 ноября 2020 г. № 46-П признал оспариваемую норму НК РФ конституционной, но разъяснил порядок ее применения.
Судьи признали, при всей конституционности нормы, что определять налоговую базу по кадастровой стоимости, ориентируясь только на разрешенный вид использования земельного участка, неправомерно.
Поэтому компания вправе оспорить такое неправомерное включение объекта недвижимости в перечень кадастрового имущества и обратиться с претензиями в налоговые органы.
ФНС же на основании этого постановления КС оперативно выпустила письмо от 16 ноября 2020 г. № БС-4-21/18729@. В нем руководителям УФНС поручено в каждом подобном случае направлять запрос в уполномоченный орган для установления обоснованности включения недвижимости в кадастровый перечень.
Если подтвердится необоснованность, пишет ФНС, плательщик вправе подать уточненную декларацию по налогу на имущество и заявление на возврат переплаты. Не забыли и об ограничении: заявление на возврат можно подать не позднее 3 лет со дня излишней уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
А вообще-то, если убрать из действующей формулировки два слова – «хотя» и «бы» — то стало бы проще учитывать все условия для признания объекта торговой недвижимостью. И споров с налоговиками стало бы меньше.