ФНС приказом от 13 мая 2022 г. № ЕД-7-26/405@ утвердила электронный формат акта сверки взаимных расчетов. Такой акт используется как для внешних, так и внутренних потребностей компании. Применять электронную форму документа можно с 27 июля 2022 года.
Где нужен электронный акт взаиморасчетов
Акт сверки взаимных расчетов формируют на основании данных бухгалтерского учета для определения достоверного сальдо таких взаиморасчетов.
Введение электронного акта сверки взаимных расчетов позволит:
- автоматизировать внутренние бизнес-процессы организаций, в том числе обработку данных в своих информационных системах учета;
- оптимизировать взаимодействие между участниками хозяйственной жизни;
- представлять документы в налоговые органы при их истребовании или для дачи пояснений.
Формат акта сверки взаимных расчетов утвержден приказом ФНС от 13 мая 2022 г. № ЕД-7-26/405@.
Инвентаризация задолженностей
Чтобы обеспечить достоверность данных бухотчетности, проводят инвентаризацию. Основная цель — выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием тех или иных активов.
Инвентаризируют как материальные ценности, так и финансовые обязательства. То есть сверяют задолженности, которые числятся в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговых деклараций и т. д.
Информация о неисполненных обязательствах перед поставщиками (подрядчиками)
, а также о дебиторской задолженности должников, включая сомнительную
, требует документального подтверждения.
Для этих целей проводят сверку взаимных расчетов с контрагентами и составляют акты сверки. С помощью акта сверки контрагенты сопоставляют взаимные обязательства и находят разногласия при отгрузке и оплате товара.
Внедрение электронного акта сверки взаимных расчетов значительно упростит и ускорит эту процедуру, а также и обмен документами.
Истребование документов при налоговой проверке
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы
(п. 1 ст. 93 НК РФ).
Налоговые инспекторы могут исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В частности, к таким документам относятся:
- учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя);
- свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
- налоговые декларации;
- документы бухгалтерской отчетности;
- учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.);
- лицензии;
- договоры (соглашения, контракты), спецификации (калькуляции, расчеты) цены (стоимости) к таким договорам;
- банковские и кассовые документы;
- накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие документы;
- акты о приемке выполненных работ, акты сверки расчетов с поставщиками (покупателями) и др.
Электронный бланк акта сверки обеспечит налогоплательщикам возможность представить его по требованию налогового органа в электронном виде (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Ранее ФНС утвердила PDF/A-3 формат электронного договора
. Его применяют с 27 мая 2022 года при представлении электронных договоров по требованию налоговой инспекции (Приказ ФНС от 24 марта 2022 г. № ЕД-7-26/236@).
Постепенный переход на ЭДО с налоговой инспекцией исключит возможность нарушений при представлении документов по ее запросам
, за которые штрафуют.