ФНС на основе анализа эффективности направления повесток свидетелям налоговых правонарушений вносит корректировки в свою работу. Вызывать на допросы будут на 30% меньше, а готовится к допросам – детальнее.
Согласно статье 90 НК РФ налоговая инспекция для дачи показаний в качестве свидетеля может вызвать любого работника компании, которому, по их мнению, могут быть известны факты нарушения налогового законодательства.
Нельзя допрашивать в качестве свидетеля:
- несовершеннолетних и малолетних работников, не достигших 14 лет;
- работников, которые имеют физические или психические недостатки и не способны правильно воспринимать информацию;
- лиц, которые получили информацию, относящуюся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокатов, аудиторов.
Работники, как в прочем, и все граждане вправе отказаться от дачи показаний только в случае свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников (п. 3 ст. 90 НК РФ). Статья 51 Конституции в данном случае «рабочая», на нее можно ссылаться. Тем более, что никто из свидетелей изначально не знает, будут ли задаваемые вопросы затрагивать его лично или нет.
Допросить свидетеля налоговики могут по месту его жительства либо непосредственно в налоговой инспекции.
По показаниям работника инспектор составляет протокол, копия которого должна быть вручена свидетелю лично под расписку (п.6 ст. 90 НК РФ). Что на практике не всегда так.
Как указала ФНС в письме от 10.02.2023 № СД-4-2/1627@, в настоящее время доля повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех документов, направляемых налоговыми органами на бумажном носителе. Явка свидетелей в среднем составляет 15% (в отдельных регионах РФ явка не превышает 7%).
Причиной такой низкой явки ФНС считает:
- низкий размер штрафа за неявку – 1 000 руб. (п. 1 ст. НК РФ), который не мотивирует свидетеля являться на допрос в налоговую;
- вызов на допрос «всех подряд» без предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний;
- отсутствие у проводящего допрос понимания всех существенных обстоятельств выбора именно этого свидетеля;
- не проработанные изначально стратегия и тактика проведения допроса.
Чтобы избавиться от этих проблем, ФНС планирует повысить эффективность работы со свидетелями и поручает нижестоящим налоговым органам:
- обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке и направлении повесток свидетелям: определять необходимость вызова на допрос тех или иных лиц с учетом их роли и значимости их показаний;
- в поручении о допросе свидетеля указывать цели и задачи допроса, включать варианты вопросов к свидетелю.
- сократить не менее чем на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в 1 кв. 2023 года к уровню 4 кв. 2022 года.
И, само собой, ФНСМ обращает внимание на то, что повестки о вызове свидетелей на допрос нужно направлять заблаговременно.