Организация бухгалтерского и налогового учета в кафе это отдельная «кухня», разобраться с которой не так просто, особенно начинающим рестораторам. Не достаточно один раз разобраться и забыть, нужно постоянно быть в курсе законодательных изменений в нормативных документах в сфере бухгалтерского и налогового учета.
1. Налоговый учет и разные формы собственности
Главный нормативный документ в области ведения налогового учета — Налоговый кодекс РФ. Принципы ведения налогового учета зависят от формы собственности :индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО) и выбранного режима налогообложения.
Характеристики ИП:
- простая и быстрая регистрация;
- не нужен уставной капитал;
- не обязательно вести бухгалтерский учет;
- легкий вывод прибыли
- ограничения по видам хозяйственной деятельности — для продажи крепких алкогольных напитков в любом случае надо открывать ООО;
- нельзя передать бизнес другому лицу;
- выплата страховых взносов за работников даже во время перерыва в деятельности (невыгодно для сезонного бизнеса);
- личная ответственность за долги и другие риски;
- не является юридическим лицом.
Характеристики ООО:
- является юридическим лицом;
- нет ограничений по видам хозяйственной деятельности;
- можно продать свою часть;
- не нужно платить страховые взносы и налоги за работников во время перерыва в их деятельности;
- ограниченная ответственность участника за долги и другие риски;
- сложные процедуры регистрации, вывода прибыли, ликвидации;
- требуется уставной капитал;
- по сравнению с ИП высшая ставка на прибыль;
- обязательно нужно вести бухучет;
- для ООО подходит либо упрощенная, либо общая система налогообложения, но в случае первой есть некоторые ограничения.
2. Виды налогообложения для ресторанов
Патентная система
Эту систему могут использовать только ИП. Для патента площадь зала обслуживания не может превышать 50 м² и вы не можете продавать в заведении подакцизные товары. Численность наемных работников не может превышать 15 человек. В самом начале развития бизнеса патентная система может быть выгодным решением.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Есть две разновидности УСН:
- «Доходы минус расходы» — налог составляет 15% от чистой прибыли (20% — при годовом доходе 150—200 миллионов рублей)
Большинство рестораторов выбирают эту систему налогообложения как наиболее выгодную. Но она влечет за собой дополнительную нагрузку с ведением учета. Автоматизация кафе позволяет в реальном времени вести детальный финансовый учет и существенно упрощает подсчет доходов и расходов.
- «Доходы» — налог составляет 6% от доходов (8% — при годовом доходе 150—200 миллионов рублей)
Для УСН действуют следующие ограничения: доходы до 200 миллионов рублей в год, количество наемных работников — до 130.
Общая система налогообложения (ОСНО)
На ОСНО надо платить больше налогов и вести более сложную отчетность (налоговую и финансовую). Эта система предусматривает два главных вида налога: налог на прибыль и НДС. На ОСНО ваш годовой доход может превышать 200 миллионов рублей, а количество наемных работников — больше 130.
3. Основной документооборот в кафе
Документооборот в заведениях общепита осуществляется на разных уровнях и в разных формах.
Документы от поставщиков — приходные документы (торговая накладная, закупочный акт).
Документы с кладовой / склада — товарная книга, товарный отчет, ведомость об остатках товаров на складе (в кладовой), накладная на отпуск товара.
Документы с производства / кухни — калькуляционные карты, план-меню, акт о реализации готовых изделий кухни, дневной заборный лист, отчет о движении продуктов, контрольный расчет.
Документы с зала кафе / бара — расчетные документы (чеки РРО, расчетные квитанции), Журнал учета столовой посуды и приборов, Акт на бой, лом и утрату посуды и приборов.
Практически все документы, составляемые по ходу технологического процесса (от закупки сырья до реализации готовых блюд), поступают в бухгалтерию, где проходят учетную обработку. Сегодня существуют специальные сервисы для автоматизации документооборота.
4. Финансовый учет и ценообразование в ресторанах
Ведение бухгалтерского учета регулирует Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон № 402-ФЗ). В отличие от налогового учета цель бухгалтерского учета — финансовый отчет, на основании которого можно сделать выводы об экономическом положении бизнеса — то есть о его прибыльности. С помощью налогового учета этого нельзя сделать. Именно на основании финансовой отчетности руководители принимают управленческие решения, устанавливают или меняют цены на позиции с меню.
Кстати ценообразование в ресторанах — очень важный организационный процесс, от которого зависит рентабельность заведения. Завышенные цены отпугивают клиентов, заниженные — не позволяют зарабатывать.
В бухгалтерском учете цена блюда состоит из нескольких факторов:
- себестоимости;
- оплаты работы персонала;
- размера налогов;
- оплаты аренды помещения;
- других расходов.