Есть ли срок для назначения выездной проверки после уточненки

Автор: | 16.06.2022

Есть ли срок для назначения выездной проверки после уточненки

Организация не ограничена каким-либо сроком в праве подачи уточненной налоговой декларации. Налоговая, в свою очередь, вправе назначить выездную налоговую проверку за тот период, за который компания внесла исправления. Решение о назначении проверки ИФНС должна принять в разумный срок.  

После сдачи компанией уточненки, налоговая инспекция вправе назначить выездную проверку на основании пункта 4 статьи 89 НК РФ. Причем, в этом случае не применяется правило о том, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет.

Что проверяют после подачи уточненки

Если бухгалтерия компании сдаст уточненную налоговую декларации, налоговики вправе провести повторную проверку, если в уточненной декларации (постановление Президиума ВАС от 16 марта 2010 г. № 8163/09):

  • уменьшен налог к уплате,
  • увеличен убыток.

ИФНС должна проверять только сведения за тот период, за который представлена уточненка.

Если компания уменьшила в декларации налог к уплате, налоговая вправе проверить только те данные, из-за которых уменьшилась сумма налога. Повторно проверять сведения, которые не влияют на исчисление налога и те данные, которые компания не меняла, нельзя.

Сроки назначения проверки

Сроки, в течение которых ИФНС обязана назначить и провести проверку на основании поданной уточненки, в НК РФ не прописаны. Но, это не означает, что налоговики не обязаны соблюдать разумные сроки и имеют право инициировать проверку по уточненной налоговой декларации в любое время.

Причем доказывать обоснованность сроков в суде должны сами налоговики.

Конкретных методик оценки разумности нет. Это понятие на разъяснено ВС РФ, который неоднократно рассматривал споры о сроках назначения выездных налоговых проверок по факту подачи уточненной налоговой декларации.

При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки нужно учитывать все обстоятельства, помогающие соблюсти баланс интересов и ИФНС, и проверяемой компании.

ВС в Определениях от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672 и от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 предлагает оценивать разумность сроков, исходя из таких критериев:

  • на сколько качественно организована контрольная работа в самой ИФНС;
  • могла ли инспекция своевременно узнать о необоснованной корректировке налога, заявленного в уточненной декларации;
  • подавала ли компания недостоверные или неполные документы, мешала каким-то иным способом налоговому контролю;
  • сможет ли компании защитить свои интересы в процессе проверки, если четырехлетний срок хранения документов для исчисления и уплаты налогов, установленный законодательством, истек.

В одном из последних дел на эту тему, в Постановлении АС ЦО от 20.04.2022 № Ф10-1058/2022 по делу № А35-1073/2021, судьи посчитали назначение выездной проверки спустя полтора года после сдачи уточненной декларации чрезмерным. Они отметили, что у инспекции было достаточно времени для назначения выездной проверки в более ранние сроки.


Читать оригинал