С 1 января 2025 года изменится упрощенный порядок рассмотрения жалоб на действия или бездействие налоговых инспекторов. Вступит в силу новая статья 140.1, согласно которой непосредственно ИФНС будет в упрощенном порядке рассматривать обжалуемые акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц. Срок рассмотрения претензий к налоговикам сократится до 7 дней.
С 2025 года вступит в силу новая статья 140.1 НК РФ «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке», внесенная в кодекс Федеральным законом от 31.07.23 № 389-ФЗ.
Обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб появился с начала 2009 года, тогда было утверждено согласительное разрешение налоговых разногласий до обращения в суд.
В настоящее время, чтобы подать жалобу на действия или решения конкретной ИФНС, сначала нужно ее направить в вышестоящий налоговый орган (например, в УФНС по региону), через ту же ИФНС, чье решение или действия обжалуются. Это длительный и не всегда эффективный процесс. Решения по жалобам рассматриваются в срок от 15 дней до 1 месяца со дня их получения.
С 2025 года новая статья 140.1 НК РФ предоставляет вам возможность обратиться с жалобой в упрощенном порядке непосредственно в ИФНС. Заявить о своем желании воспользоваться упрощенным порядком рассмотрения нужно в самой жалобе.
Упрощенный порядок рассмотрения жалоб позволит вам:
- Сократить срок рассмотрения жалобы до 7 дней.
- Обратится с жалобой напрямую в ту ИФНС, чьи действия обжалуете.
- Отправить жалобу в электронном виде по ЭДО или через личный кабинет на сайте ФНС.
Как в 2024 году
|
|
|
Куда можно подать жалобу |
В вышестоящий налоговый орган, например, УФНС по региону |
Непосредственно в ИФНС либо в вышестоящий орган. |
Срок рассмотрения жалоб |
От 15 до 30 дней |
7 дней |
Результаты рассмотрения жалоб |
Оставить жалобу без удовлетворения. Отменить решение нижестоящего органа полностью или частично либо принять новое.
|
Оставить жалобу без удовлетворения. Отменить решение нижестоящего органа полностью или частично, назначать «дополнительные мероприятия налогового контроля», либо принять новое решение. |
Отказ в рассмотрении жалобы |
Может быть вынесено решение: оставить жалобу без удовлетворения |
Вынести решение об оставлении жалобы без удовлетворения в рамках данной процедуры налоговый орган не вправе. |
Важно знать, что упрощенный порядок не применим к жалобам, которые поданы на решения по итогам проверок согласно статье 101 и статье 101.4 НК РФ.
Результат жалобы
По порядку, который действует с 2024 года, после рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган может оставить ее без удовлетворения, отменить решение нижестоящего органа полностью или частично либо принять новое.
Поправки, которые вступят в силу с 2025 года, позволяют ФНС и ее структурам после полной или частичной отмены решений инспекций назначать «дополнительные мероприятия налогового контроля», тем самым, не закрывая вопрос во внесудебном порядке.
В статье использованы фото с сайта freepik.com