База по НДС при продажах через маркетплейс, который дарит покупателям скидки

Автор: | 16.02.2023

База по НДС при продажах через маркетплейс, который дарит покупателям скидки

Маркетплейсы выступают в роли агентов, которые продают товары от имени и за счет принципала (продавца). Бухгалтерия учитывает такие продажи по правилам учета посреднических договоров. Единственное на что нужно обратить особое внимание, это правила, по которым определяют налоговую базу по НДС.

Продажа товаров через маркетплейсы детально разобрана в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера». На его основе эксперты сайта Бухгалтерия.ру этот материал.

Бухучет продаж через маркетплейсы

Компания, заключившая посреднический договор с маркетплейсом, выступает в роли «Принципала». Продавец передает свои товары на его склад, сохраняя за собой право собственности на них. Маркетплейс, в свою очередь, принимает заказы от покупателей и постепенно доставляет им купленные товары.

Для учета товаров бухгалтерии Принципала нужно использовать счет 45 «Товары отгруженные». Это товары, которые отпущены со склада компании по посредническим договорам (договору комиссии, поручения или агентскому договору), если посредник их не продал. Стоимость товаров будет числиться на счете 45 до того момента, пока посредник не предоставит отчет (извещение) об их отгрузке конечному покупателю.

В бухбалансе сальдо этого счета учитывается в составе оборотных активов по строке 1210 «Запасы».

Типичные проводки, которые делают в бухучете при передаче товаров на реализацию

Пример учета операций продажи через маркетплейс

Бухучет для тех, кто работает на УСН, такой же, за исключением проводок с НДС.

НДС при реализации товара через маркетплейс, который дарит покупателям скидки

В общем случае комитент рассчитывает выручку от продажи товаров по посредническому договору  в том же порядке, что и другие фирмы, которые реализуют свои товары, не прибегая к услугам посредников. Но с учетом нескольких деталей в части НДС.

Комитент платит НДС либо с предоплаты, полученной от покупателя (на свой счет или на счет посредника – не важно), либо со стоимости товаров, которые были отгружены.

Определение налоговой базы по НДС всегда зависит от того, какое из этих двух событий произошло раньше. Такие правила установлены в пункте 1 статьи 167 Налогового кодекса.

Как правило, по условиям договора с маркетплейсом, он вправе предоставить покупателю скидку на любой товар по собственной инициативе. Но, принципалу он перечисляет всю сумму денежных средств за реализованный товар, то есть доплачивает недополученные деньги.

Эту доплату нужно включать в налоговую базу по НДС. Такова позиция Минфина, изложенная в письме от 16 декабря 2022 г. № 03-07-11/122611.

При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов, полученных в оплату за товары, работы, услуги в денежной или натуральной форме (п. 2 ст. 153 НК РФ).

 Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары, работы, услуги, в том числе на суммы, связанные с оплатой реализованной продукции (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Деньги, полученные принципалом от маркетплейса, если он реализовал товары по цене ниже той, что согласована агентским договором, связаны с оплатой реализованных товаров. Значит, они увеличивают налоговую базу по НДС.

Итог. В налоговом учете при методе начисления важен фактический переход права собственности на товар, а не движение денег. Передача товара на склад маркетплейса не влияет на доходы и расходы. А снижение цены маркетплейсом не влияет на величину НДС у принципала.

Напомним: когда будет получен отчет о продажах от площадки, продавец отражает:

  • доходы от продаж;
  • расходы на покупку товаров, здесь может быть и вознаграждение посредника;
  • НДС со стоимости проданных товаров по цене договора. 

Счета-фактуры на розничные продажи можно не выставлять (п. 7 ст. 168 НК РФ). В книге продаж формируют одну запись на всю сумму продаж по отчету.

 


Читать оригинал