ВС разъяснил нормы о процессуальных сроках в период с 4 по 7 мая

Автор: | 07.05.2021

ВС разъяснил нормы о процессуальных сроках в период с 4 по 7 мая

К нерабочим дням с 4 по 7 мая по указу президента от 23 апреля 2021 г. № 242 необходимо применять разъяснения из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, следует из сообщения Верховного суда.  

По вопросам исчисления процессуальных сроков нужно обращаться к ответам Обзора 2 и 3. В частности, тогда ВС разъяснил, что президентские указы в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы госвласти, которым предписано только определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов. Поэтому нерабочие дни включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день (ответ на вопрос 2).

Если же последний день срока, на который отложено судебное разбирательство, приходится на нерабочий день, то с учетом ч. 4 ст. 114 АПК днем окончания такого срока считается первый следующий за ним рабочий день. Арбитражному суду следует применительно к ч. 1 ст. 118 АПК РФ в первый рабочий день продлить срок отложения судебного разбирательства с назначением нового судебного заседания и известить лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса о времени и месте нового судебного заседания в порядке и сроки, предусмотренные главой 12 АПК. При этом ВС подчеркнул, что отложение судебного разбирательства на срок, который превышает срок ст. 158 АПК, производится при наличии соответствующих оснований, а срок, на который судебное разбирательство отложено, не включается в срок рассмотрения дела, установленный ч. 1 ст. 152 АПК (ч. 3 ст. 152 АПК РФ) (ответ на вопрос 3).

Обратите внимание

Восстановить пропущенные процессуальные сроки можно будет в соответствии с процессуальным законодательством по уважительным причинам как по обстоятельствам, связанным с личностью заинтересованного лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), так и в связи с обстоятельствами, препятствовавшими реализации права в установленный законом срок (ответ на вопрос 4).

ВС отмечал в Обзоре, что при отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства установление нерабочих дней основанием для переноса срока исполнения обязательства не является. И подчеркивал, что если кредитор не отказался от договора, должник после отпадения обстоятельств непреодолимой силы (при их установлении) применительно к п. 1, 2 ст. 314 ГК обязан исполнить обязательство в разумный срок. Аналогичным образом ВС призывал действовать при определении момента окончания срока исковой давности при отсутствии предусмотренных ст. 202 ГК оснований для его приостановления (ответ на вопрос 5).

По вопросу восстановления и приостановления сроков исковой давности ВС отметил, что отнесение тех или иных обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы должны исследоваться судом исключительно при наличии заявления ответчика или третьего лица и возражений истца, представляющего доказательства наличия таких чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которые бы препятствовали предъявлению данного иска. Поэтому принятые органами государственной власти меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), если они препятствовали предъявлению иска, могут быть признаны основанием для приостановления сроков исковой давности (ответ на вопрос 6).

Обратите внимание

При восстановлении сроков, предусмотренных законодательством о банкротстве, судам следует иметь в виду, что восстановление сроков на предъявление кредиторами требований по делу о банкротстве и (или) признание соблюденными сроков на совершение иных действий по делу о банкротстве должно производиться с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного дела (ответ на вопрос 11).

По исчислению сроков вступления в силу постановлений об административных правонарушениях, если окончание срока обжалования постановления приходится на день, объявленный нерабочим указом президента, последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного срока. При этом судам нельзя забывать, что, устанавливая срок для подачи жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, КоАП допускает возможность восстановления данного срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (протест). В ходатайстве должна содержаться причина пропуска срока. В числе уважительных ВС назвал обстоятельства, объективно препятствовавшие или исключавшие своевременную подачу жалобы (нахождение лица на лечении в медучреждении, применение изоляционных или ограничительных мер (ответ на вопрос 26).


Читать оригинал