
Вчера на заседании Пленума Верховного суда представили проект постановления, которое систематизирует рассмотрение уголовных дел о преступлениях против военной службы (глава 33 УК). В документе обозначили рамки действия периода мобилизации и указали, что крайняя необходимость не является основанием для уклонения от служебных обязанностей даже при угрозе опасности для жизни.
Владимир Хомчик, председатель коллегии Верховного суда по делам военнослужащих, сообщил, что при подготовке проекта проанализировали практику с 2010 по 2022 год. Чаще всего совершаются преступления против порядка пребывания на военной службе: ст. 337 («Самовольное оставление части или места службы») и ст. 339 УК («Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами»), указал зампред ВС.
Хомчик акцентировал внимание на ключевых моментах проекта.
О них рассказал портал Право.ru.
Определение понятия периода мобилизации и военного времени.
Общероссийская и частичная мобилизация, а также военное положение действуют с даты указа президента Российской Федерации о начале, и прекращаются по состоянию на дату отмены данного указа.
Военное время наступает после того, как федеральный закон объявляет войну из-за нападения другого государства (или нескольких государств) на Россию или по причине необходимости выполнить международные договоры. Также военным временем считается период с момента начала военных действий до момента их официального прекращения, но не раньше фактического прекращения боевых действий.
Кто будет субъектом военных преступлений
За преступления из главы 33 УК («Преступления против военной службы») отвечают военнослужащие и граждане, находящиеся в запасе во время прохождения военных сборов. Привлечь к ответственности можно и после окончания службы, если преступление было совершено в период ее прохождения и не истекли сроки давности привлечения к ответственности.
В статье 33 Уголовного кодекса к лицам, служащим по контракту, относятся также мобилизованные.
И обычных людей могут привлечь к ответственности за военные преступления.
За преступления против военной службы могут привлечь к ответственности не только военнослужащих и лиц из запаса во время прохождения военных сборов, но и обычных граждан. Если установит, что совместно с военнослужащими и запасниками участвовали в военном преступлении, то такие граждане будут отвечать как организаторы, подстрекатели и пособники (ч. 4 ст. 34 УК). По общему правилу ответственность наступает по статье за совершенное преступление со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК о видах соучастников.
Необходимость крайняя, приказ заранее недействителен.
Военнослужащие даже в опасных для жизни ситуациях, таких как мобилизация, военное положение, военное время или вооруженный конфликт, не могут избегать исполнения своих обязанностей по причине крайней необходимости (статья 39 УК).
Полномочный орган уточнил определение заведомо незаконного приказа руководителя. Приказ является заведомо незаконным, если:
-
Призначен целью противоправных действий, нарушающих законодательство Российской Федерации.
-
не относится к исполнению служебных обязанностей;
-
отдан с нарушением порядка.
Подчиненный должен осознавать эти обстоятельства. Если не понимал незаконности приказа, то в соответствии с ч. 1 ст. 42 УК («Исполнение приказа или распоряжения») не несет уголовной ответственности. Командир же, отдавший такой приказ, отвечать как исполнитель преступления.
Неявка в срок без уважительных причин
В документе предлагается различить случаи неявки на службу без уважительных причин у военнослужащих по призыву и контрактников.
Неявка к исполнению обязанностей по службе в указанный срок после: увольнения из воинской части, назначения, перевода, возвращения с командировки, отдыха или медицинского учреждения.
Для военнослужащих по контракту это равнозначно прогулу в случаях назначения, перевода, возвращения из командировки, отпуска или медорганизации, а также неявке на службу по расписанию или приказу начальника.
В случае отсутствия уважительных причин военный привлекается к уголовной ответственности за опоздание на службу. К таковым следует относить обстоятельства, не зависящие от воли военнослужащего, например, болезнь или увечье. При установлении уважительной причины опоздания состава преступления не будет.
Наказание за обман руководства
Солдат может законно находиться вне части во время увольнения, отпуска или командировки. В случае опоздания на службу, если получил разрешение на отсутствие, лгу о причине неявки, это квалифицируется по ч. 1 ст. 339 УК («Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами») как уклонение от служебных обязанностей обманом.
Военнослужащему, предъявившему поддельный документ о уважительной причине неявки в часть, дополнительно грозит применение статьи 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков»).
Если военнослужащий не сообщает командиру о причине отсутствия и не получает разрешения, а при возвращении в часть предоставляет поддельные документы, то действия подлежат квалификации по ст. 337 УК («Самовольное оставление части или места службы») и ст. 327 УК.
Специальные виды военной службы
В разделе Уголовного кодекса, посвящённом военным преступлениям, содержатся правила, регламентирующие ответственность за несоблюдение порядка выполнения особых видов военной службы.
-
боевое дежурство и боевая служба (ст. 340 УК);
-
пограничная служба (ст. 341 УК);
-
караульная служба и вахтенная служба (ст. 342 УК);
-
Поддержание общественного порядка и гарантирование безопасности граждан (статья 343 Уголовного кодекса).
-
внутренняя служба и патрулирование в гарнизоне (ст. 344 УК).
В судах при рассмотрении дел по этим преступлениям необходимо установить факт нахождения человека на специальной службе. Такое положение влечет за собой дополнительные права и обязанности для военнослужащих. Например, часовой временно переходит из подчинения своим начальникам по службе в подчинение главе караула, его помощнику и своему разводящему.
Что считается военным имуществом
Статья 346–347 УК устанавливает ответственность за преступления в отношении военного имущества, которое включает оружие, боеприпасы и предметы военной техники заводского изготовления, поставленные на учет в вооруженных силах и других военных организациях. Преступление против другого военного имущества подлежит квалификации по статьям 167 («Умышленные уничтожение или повреждение имущества») и 168 УК («Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности»).
Определение повышенной опасности предмета — это задача суда.
Статья 349 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил обращения с оружием и предметами, веществами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Только суд определяет, относится ли предмет или вещество к подобной категории, требуя для этого знания их свойств. При необходимости проведения научного и технического исследования организуется судебная экспертиза. В отсутствие такой потребности в дело привлекается специалист.
Добровольцы, сдающиеся в плен, совершат преступление.
По ч. 352.1 УК могут привлечь к ответственности за добровольную сдачу в плен. Верховный суд разъясняет, что преступление будет только в ситуации, когда военный сознательно сдался в плен, хотя мог оказывать сопротивление противнику и избежать захвата. Если военнослужащий не может уклониться от плена из-за тяжёлого ранения или контузии, то его захват противником не образует состава преступления.
Военнослужащий, первый раз добровольно сдавшегося в плен, может быть освобожден от уголовной ответственности только при условии выполнения всех пунктов из примечания к статье 352.1 УК.
-
принял меры, чтобы освободиться;
-
вернулся в часть или к месту службы;
-
Не совершал других преступлений, находясь в плену.
Назначение наказания уволенным со службы
При разработке проекта возникли разногласия по поводу наказания преступившим закон лицам, уволенным со службы. Предложили два варианта.
Лицам, осужденным за преступления, совершенные во время службы, но приговоренным после увольнения, могут назначить обязательные, исправительные или принудительные работы, а также ограничение свободы, что было невозможно сделать в период службы.
Согласно закону, нельзя применять обязательные, исправительные, принудительные работы и ограничение свободы к лицам, совершившим преступление во время военной службы, но получившим приговор после увольнения, если подобные наказания им не могли назначить в период службы.