ВАС РФ разъяснил нюансы применения закона о регулировании производства алкоголя

Автор: | 01.09.2014

ВАС РФ разъяснил нюансы применения закона о регулировании производства алкоголя

Споры между компаниями и контролерами в сфере регулирования государством производства и оборота алкогольной продукции возникают достаточно часто. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 призвано если не положить им конец, то хотя бы обеспечить
единообразный подход к их разрешению.

Рассмотрим основные позиции, которые пленум ВАС России разъяснил:

  • на осуществление деятельности по производству (закупке), хранению и поставке либо на розничную продажу этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции необходима отдельная лицензия. При этом такая лицензия не охватывает оказание услуг третьим лицам по хранению принадлежащей им продукции. Хранение продукции, являющейся собственностью другого лица, возможно только в установленных законодательством случаях;
  • лицензия может быть аннулирована в судебном порядке как у производителя, так и у организации – покупателя спиртосодержащей продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке. При этом организация-покупатель не освобождается от последствий оборота продукции только лишь на том основании, что при визуальном осмотре федеральной специальной или акцизной марки у нее не возникли сомнения в ее подлинности;
  • если у организации (индивидуального предпринимателя) имеется задолженность по уплате налогов и сборов (а также пени и штрафов) на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии, то в предоставлении этого документа будет отказано;
  • плательщик с 1 января 2014 года должен предоставлять декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции только в электронном виде. Нарушение такой обязанности несет привлечение к ответственности в соответствии со статьей 15.13 Кодекса об административных нарушениях РФ;

…при выявлении факта нарушения требований лицензии суд оценит его существенность и с учетом этого прийдет к решению о необходимости ее приостановления или аннулирования…

  • организация-производитель спиртосодержащей продукции освобождается от обязанности предоставлять декларацию за соответствующий период, если она приостановила свою деятельность и уведомила об этом лицензирующий орган;
  • осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обособленным подразделением, не указанным в лицензии, следует рассматривать как нарушение специальных требований, предусмотренных ею;
  • приостановление действия (аннулирование) лицензии является мерой административного воздействия, не предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях РФ;
  • при выявлении факта нарушения требований лицензии судам следует оценить его существенность и с учетом этого обстоятельства приходить к решению о необходимости ее приостановления или аннулирования;
  • производство или оборот (розничная продажа) этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет к взысканию административного штрафа с юридических лиц в размере от 200 тысяч рублей до 300 тысяч рублей с конфискацией товаров, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или других предметов, использованных для процесса их реализации;
  • производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая не соответствует государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований и влечет за собой ответственность по основаниям статьи 14.43 Кодекса об адми-нистративных нарушениях РФ;
  • индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную продажу только пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции. При реализации другой спиртосодержащей продукции предприни-матель подлежит привлечению к административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ);
  • продажа алкогольной продукции дистанционным способ запрещена;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, должны применять контрольно-кассовую технику.

Это постановление призвано обеспечить единообразный подход к разрешению споров, возникающих в сфере регулирования государством производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Е.В. Егорова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


ВАС РФ разъяснил нюансы применения закона о регулировании производства алкоголя

Свежие документы для бухгалтерии

Каждый день, на вашем компьютере, самые последние документы, которые влияют на вашу работу. Законы, постановления, письма и приказы – все нормативные акты по бухучету и правилам налогообложения. Узнайте больше >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Изменения в правилах представления «алкогольных» деклараций

Заполняем «алкосодержащий» журнал без ошибок


Читать оригинал