
К ведению дел в ИФНС по всей стране примут на вооружение 11 новых решений Конституционного суда и Верховного суда РФ, опубликованных во втором квартале 2023 года. Об этом сообщается в письме ФНС от 11 августа 2023 года № БВ-4-7/10353@.
ФНС письмом от 11.08.2023 № БВ-4-7/10353@
В региональные инспекции Федеральной налоговой службы направлены обзоры важных решений Конституционного суда и Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года по вопросам налогообложения. Всего таких решений — 11, из которых отобрали 8 как самые интересные.
При расчёте налога на прибыль учитывается доход от продажи имущества, находящегося в конкурсной массе во время банкротства.
Конституционный суд России изучил конституционность положений статьи 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по запросу Верховного суда Российской Федерации. Все эти нормы затрагивают справедливость включения в налоговую базу по прибыли стоимости имущества, проданного в составе конкурсной массы при банкротстве.
Верховный Суд РФ считает, что положения Налогового кодекса РФ, допускающие включение доходов от продажи имущества из конкурсной массы, проданного на торгах в деле о банкротстве, в налоговую базу по прибыли в рамках режима текущих платежей, могут нарушать Конституцию. Такие нормы противоречат конституционным принципам равенства и экономического основания налога.
Судьи ВС РФ, оспаривая конституционность указанных норм, подчеркнули разницу в учете доходов от продажи конкурсной массы при банкротстве граждан и организаций: при банкротстве гражданина эти доходы освобождены от налогообложения, а при продаже имущества организацией доход включается в базу по налогу на прибыль. КС РФ не согласился с таким подходом.
Конституция Российской Федерации указала, что НДФЛ и налог на прибыль обладают разными объектами налогообложения, порядком исчисления и уплаты. Порядок уплаты налога на прибыль позволяет организациям учитывать доходы и расходы в конкретном налоговом периоде, обеспечивая экономически обоснованную уплату налога.
В рамках исполнения решения по исполнительным листам ФНС может выдать взыскателю лишь реквизиты банковского счёта должника.
Согласно статье 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскатель может самостоятельно передать банку документ о взыскании денег или об аресте счетов должника, минуя судебных приставов.
Взыскатель может запросить у налоговой службы банковские реквизиты должника.
Налоговая служба не предоставляет другие сведения, например, информацию о движении денег по счетам или о наличии ценностей в банковских хранилищах, потому что у нее нет доступа к ним.
Судебные приставы, получив исполнительный лист к исполнению, обязаны принять все необходимые меры для полного и своевременного удовлетворения требований взыскателя, включая получение сведений об имущественном положении должника.
Необходимо доказывать факт неприменения процедуры утилизации для завозимых автомобилей в России.
Таможня потребовала от компании оплатить задолженность по утилизационному сбору и пеням за ввезенные машины, которые после прибытия были разогнаны на запчасти.
Суды первой и второй инстанции считали, что резидент свободного порта Владивосток обязан платить сбор за утилизацию, даже после разборки автомобилей на детали.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что заявитель может предъявить суду доказательства о том, что завезённые транспортные средства не планируется списания на территории России. При отсутствии таких доказательств спор не подлежит рассмотрению.
Налоговая инспекция может устанавливать сумму налога, учитывая особенности каждого случая.
Компания обратилась в Конституционный суд Российской Федерации для оспаривания конституционности пункта 2 подпункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ, согласно которому одним из условий уменьшения налоговой базы по прибыли является исполнение обязательства по сделке.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, представители налоговой службы имеют право устанавливать реальную сумму налоговых обязательств организации с учетом конкретных деталей ситуации.
Арбитражные суды вначале лишь отчасти устроили требования компании по оспариванию постановления ИФНС об ответственности.
Часть расходов компания не обосновала документально, поэтому невозможно определить, сколько выполнено партнёрами, а сколько из сумм, перечисленных на счета физлиц, сформировала доход, подлежащий налогообложению по НДФЛ (говорят о перевозках и доходах водителей).
Судьи решили, что данные расходы не учитываются при расчете налога на прибыль и расчетный способ определения налоговых обязательств здесь неприменим.
Заявитель считает, что пункт 2 подпункта 2 статьи 54.1 НК РФ противоречит статьям 50 и 57 Конституции, так как исключает возможность применения расчетного способа определения налоговой обязанности в случае неисполнения обязательства по сделке партнером и его отказа предоставить сведения и доказательства для установления фактических исполнителей.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемое положение статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющее пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы, в действительности направлено на установление допустимых границ вмешательства налоговых органов в хозяйственную деятельность компаний с учётом необходимости обеспечения выявления необоснованного уменьшения налоговой базы.
Выводы заключены в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2023 № 790-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «ВЕЗУ» на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
Возврат переплаты налогов производится с учетом процентов за ожидание.
Суд, рассматривая дело о возврате налога на имущество, уточнил условия получения процентов при переплате из-за неправомерного включения объекта в кадастровый список.
Возвращается излишне уплаченный налог без процентов, кроме ситуаций, когда ИФНС нарушает сроки возврата (п. 6, 8.1 и 10 статьи 78 НК РФ).
Возврат излишних налоговых поступлений производится с начислением процентов с дня, следующего за днем взыскания, до дня фактического возврата суммы налогов.
При обосновании переплаты налогов изданием незаконного нормативного правового акта (ст. 6 НК РФ) спорные суммы подлежат рассмотру как излишне взысканных с начислением процентов.
Адвокат использует УСН в сферах, отличных от адвокатской.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что пункт 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на применение упрощённой системы налогообложения для адвокатов по доходам, полученным именно от адвокатской деятельности. В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует запрет на применение упрощённой системы налогообложения лицам со статусом адвоката в деятельности, не связанной с адвокатской.
Постановление Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.04.2023 № 305-ЭС22-27144 по делу А40-68033/2022 (индивидуальный предприниматель против Инспекции ФНС № 29 по г. Москве; УФНС России по г. Москве) признало незаконными решения инспекции об отказе в применении упрощенной системы налогообложения, решения УФНС России по г. Москве и обязало управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перевода его на упрощенную систему налогообложения.
Как рассчитать мощность двигателя для оплаты транспортного налога на гибридные автомобили?
Налоговая база по транспортному налогу для авто с гибридным двигателем рассчитывается исходя из общей мощности двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя.
У суда по делам о нарушении прав граждан результат рассмотрения заявления не оправдал надежд заявителя.
Высший суд Российской Федерации сообщил, что Минфин предоставил разъяснения налоговым органам. Судьи указали, что содержащиеся в Письме рекомендации не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах; воспроизведенные в письме конкретные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают общеобязательные правила.
ВС РФ считает важным упомянуть, что для популяризации электро- и гибридных автомобилей российские власти проводят ряд действий по созданию парковок и зарядных станций.
Параллельно этому региональные власти могут:
Финансировать приобретение электромобилей и гибридов.- Устанавливать для них сниженные или нулевые налоговые ставки.
- Ввести льготы для собственников электромобилей и гибридов при использовании платных дорог.
Судебное решение ВС РФ от 01.06.2023 № АКПИ23-240 гласит об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минфина России от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694.
В случае продажи автомобиля, используемого для работы, налог не уплачивается, если владелец пользовался им три года.
Три автомобиля принадлежали гражданину не менее трех лет. Налоговая орган пересчитала налог с продажи авто, обнаружив, что гражданин занимался их продажей более пяти лет и реализовал 15 автомобилей, не являясь индивидуальным предпринимателем. Инспекция не подавала в суд о незаконной деятельности, а лишь пересчитала НДФЛ. В итоге проиграла в суде исковому заявлению гражданина, оспаривавшего доначисление налога.
Судьи пояснили: согласно пункту 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, абзацу четвертому, доходы от продажи транспортного средства, которое находилось в собственности три года и более, не облагаются НДФЛ, независимо от того, использовалось ли оно в предпринимательской деятельности.
В декларации по доходам физических лиц доход от продажи указанных автомобилей в графу не включают (п. 4 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решение налоговой по доначислению НДФЛ с доходов от продажи трёх автомобилей, находящихся у истца более трёх лет, не согласуется с пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ.
Выводы, представленные в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 24 апреля 2023 года № 39-КАД23-2-К1 по делу № 2а-2576/14-2021, касаются признания недействительными решений о привлечении гражданина к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении УФНС России по Курской области.