Компании могут использовать скриншоты в качестве доказательств в судах. Такой вывод ФНС сделала в письме от 31 марта 2016 года № СА-4-7/5589. «Расчет» попросил Ольгу Пономареву, управляющего партнера Группы юридических и аудиторских компаний «СБП», прокомментировать, что это даст организациям, и будут ли они активно пользоваться таким правом.
Использование скриншотов в качестве доказательств в суде – уже не новость, но чаще всего в судебной практике их применяют, чтобы фиксировать факт размещения в Интернете информации, не соответствующей действительности или нарушающей исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.
Закон не запрещает использовать снимки экрана в качестве доказательств. ФНС проанализировала сложившуюся практику и указала несколько обязательных требований к такого рода доказательствам: дата и время формирования; адрес и название сайта; данные о браузере, на котором вывели информацию, и о компьютере; информация о лице, которое сформировало и распечатало скриншот.
Налоговики также указывают, что скриншот для предоставления в суд должен быть надлежащим образом заверен. На нем необходимо проставить штамп «Копия верна» с подписью руководителя или доверенного лица (с расшифровкой) и печатью организации. Служба подтвердила возможность предоставления таких снимков как доказательств, подтверждающих должную осмотрительность при выборе контрагента.
Полезное нововведение
На мой взгляд, нововведение будет очень полезно предпринимателям – в наше время нужно использовать новые технологии и экономить время на сбор разных бумажек. Например, можно, собирая информацию о своем потенциальном деловом партнере, хранить скриншоты со всех источников в Интернете, которые компания исследовала. Учитывая специфику информации в сети, может возникнуть необходимость зафиксировать ее быстро или в какой-то конкретный момент времени – в этом случае возможность делать и представлять такие снимки в качестве доказательства будет востребована как никогда.
Обратите внимание
Нужно помнить, что суд будет оценивать их во взаимосвязи и в совокупности с иными доказательствами, поэтому полагаться только на скриншоты в своей стратегии защиты нельзя.
Для проявления должной осмотрительности с помощью скриншота можно подтвердить: факт того, что контрагент является действующей организацией, его директор не дисквалифицирован, адрес фирмы не является адресом массовой регистрации, компания сдает отчетность и т. д. – в этом помогут скриншоты с сайта ФНС nalog.ru; информацию о наличии судебных решений (с сайта арбитражного суда arbitr.ru), исполнительных производств (с сайта службы судебных приставов fssprus.ru); репутацию организации (объявления, форумы, социальные сети, сайт самого контрагента и т. д.); информацию о наличии лицензий и допусков СРО (с сайтов саморегулируемых организаций и контролирующих их органов).
Кроме того, можно делать скриншоты сайтов с сервисов аналитической информации Контур Фокус, Спарк и других. Однако, на мой взгляд, такие снимки не заменят, а дополнят и упростят сбор данных о контрагенте для подтверждения должной осмотрительности и реальности сделок. При этом нужно помнить, что суд будет оценивать их во взаимосвязи и в совокупности с иными доказательствами, поэтому полагаться только на скриншоты в своей стратегии защиты нельзя.