Путевые листы для учета ГСМ должны соответствовать утвержденным формам

Автор: | 26.01.2016

Путевые листы для учета ГСМ должны соответствовать утвержденным формам

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2015 г. № Ф08-5527/2015 по делу № А53-24671/2014

Основание спора

Инспекция провела выездную налоговую проверку общества, по итогам которой был составлен акт о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислен налог на прибыль. Основанием для доначисления налога стал вывод инспекции о том, что общество использовало меньшее количество топлива на маршрутах, по которым представлены путевые листы. Общество представило во время проверки самостоятельно разработанные путевые листы, которые не содержали пункты о расходах топлива по норме, фактическому расходу, экономии или перерасходу топлива. Общество указало на то, что в установленных им нормах расхода топлива учтены все затраты на ГСМ, и, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в суд.

Позиция налогоплательщика

Общество в своем иске настаивало на том, что в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р, отсутствовали модели и марки автобусов, которые общество использовало для перевозки пассажиров. Поэтому им самостоятельно ежегодно разрабатывались нормы расхода дизельного топлива на основании произведенных контрольных замеров. Эти нормы утверждались приказами генерального директора. Также отдельными приказами утверждались повышающие поправочные коэффициенты с учетом того, что работа автотранспорта в городских условиях требует частых остановок, и автотранспорт эксплуатируется в том числе и в зимнее время года. По мнению общества, на увеличение расходов топлива влияет также количество пассажиров, ситуация на дороге, манера вождения водителя, погодные условия и прочие факторы. В зимнее время на сверхнормативный расход влияет использование независимых отопителей салона.

Позиция налогового органа

При анализе используемых обществом путевых листов налоговая инспекция установила, что разработанная самостоятельно форма путевых листов автобусов большой и малой вместимости не содержит всех обязательных реквизитов, предусмотренных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78. Статья 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает оформлять все хозяйственные операции, проводимые обществом, оправдательными первичными документами. Первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Следовательно, путевые листы, используемые обществом, не подтверждают обоснованный расход ГСМ, и данные в них не могут использоваться при расчете налога на прибыль.

Суд решил

При расчете налога на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а документально подтвержденными расходами – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» установлена форма путевого листа автобуса (форма № 6). Данная форма является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю. Выдаваемый водителю путевой лист обязательно должен иметь порядковый номер, дату выдачи и штамп организации, которой принадлежит автобус. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания водителям записываются в путевом листе диспетчером и механиком. Форма применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года № 152. Суд, исследовав представленные путевые листы, установил, что они не содержат показаний расхода топлива по норме, фактического расхода топлива, а также данные по экономии либо перерасходу топлива. По путевым листам, используемым обществом для автобусов малой вместимости, не представляется возможным установить нулевой пробег и пробег с пассажирами, что предусмотрено формой № 6. При расчете налога на прибыль налогоплательщик завысил расходы, связанные с производством и реализацией, включив в них затраты на дизельное топливо сверх утвержденных обществом норм расхода. При этом общество не представило доказательств, свидетельствующих об экономической оправданности затрат на ГСМ сверх установленных им же норм. Таким образом, путевые листы, представленные обществом, не содержащие показатели о фактической работе автобуса, не могут доказывать обоснованное включение затрат на приобретение ГСМ в расходы при расчете налога на прибыль.

Решение принято в пользу контролеров.


Читать оригинал