Случаи принудительной, по решению суда, ликвидации организаций различных форм собственности на практике не так уж и редки. За что и как компанию могут ликвидировать в подобном порядке – читайте в нашей статье.
Основания для принудительной ликвидации
Основания для принудительной ликвидации :
- нарушение закона при создании фирмы (например, предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о местонахождении фирмы, о паспортных данных учредителей и т. п.);
- ведение деятельности, запрещенной законом (например, призывающей к насилию, угрожающей здоровью и жизни людей, подрывающей оборону и безопасность государства и т. п.);
- ведение деятельности, которая противоречит уставным целям;
- ведение деятельности без специального разрешения (лицензии);
- деятельность с неоднократными грубыми нарушениями закона.
Некоторые виды деятельности фирма может вести только по специальному разрешению – лицензии. Например, выполнять кредитные операции, оказывать нотариальные услуги, вести биржевую деятельность, выполнять международные перевозки пассажиров и грузов и др.
Полный перечень таких видов деятельности содержит Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-¬ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если фирма ведет деятельность, подлежащую лицензированию, без лицензии, ей грозит ликвидация в судебном порядке.
Обратите внимание
Только неустранимые нарушения закона, допущенные фирмой при создании или в процессе деятельности, могут стать основанием для ее принудительной ликвидации.
Пример
Прокурор обратился в суд с иском о ликвидации акционерного общества. Причина ликвидации – нарушение правил ведения реестра акционеров общества.
Однако суд указал, что допущенные нарушения нельзя расценивать как грубые, они носят устранимый характер. Тем более ни правам, ни интересам участников общества не был причинен существенный ущерб.
Суд предложил обществу устранить нарушения в установленный им срок (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).
Через суд фирма может быть ликвидирована вследствие признания ее банкротом по заявлению кредиторов. Ликвидация фирмы может также повлечь нарушение требований, которые закон предъявляет к отдельным видам организаций.
Так, общество с ограниченной ответственностью (ООО) подлежит ликвидации, если:
- число его участников превысило допустимый предел, установленный Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14¬-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и равный 50, а общество так и не было преобразовано в акционерное в течение года (п. 1 ст. 88 ч. 1 ГК РФ);
- стоимость чистых активов общества становится меньше, чем установленный законом минимальный размер уставного капитала, равный 10 000 рублей (п. 4 ст. 90 ч. 1 ГК РФ).
Инициаторами принудительной ликвидации фирмы могут выступать различные структуры, например: Прокуратура; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная налоговая служба (ФНС); Министерство финансов; Федеральная служба по финансовым рынкам; Центральный банк РФ; лицензирующие органы.
Исключение недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ
Фирмы, которые прекратили свою деятельность, могут быть ликвидированы в упрощенном (внесудебном) порядке. Это предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-¬ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если в течение 12 месяцев фирма не представляла в ИФНС отчеты и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету – она признается недействующим юридическим лицом. В этом случае будет принято решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Затем решение публикуют в «Вестнике государственной регистрации» в течение трех рабочих дней с момента его принятия (ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Если в течение трех месяцев фирма или ее кредиторы не оспорят это решение, фирму исключают из ЕГРЮЛ.
Кроме того, данный порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в ред. Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ):
- невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
- наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
ФНС России в письме от 2 апреля 2019 г. № ГД-18-14/208@ отметила, что в целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в системе межведомственного электронного взаимодействия размещен вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Возможность получения сведений обеспечена посредством использования электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС России.
Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.
Процедура ликвидации
Суд, приняв решение о принудительной ликвидации фирмы, обязывает ее участников или уполномоченные органы провести все необходимые мероприятия, связанные с ликвидацией.
По закону инициатор ликвидации должен уведомить об этом регистрирующее (налоговое) ведомство в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации фирмы (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Но так как решение о ликвидации фирмы принимает суд, он сам направляет копию решения в регистрирующее (налоговое) ведомство.
Остальные мероприятия, связанные с ликвидацией фирмы в принудительном порядке, аналогичны тем, которые проводят при добровольной ликвидации фирмы.