Данные о себе, любимых, размещенные пользователями в различных соцсетях и выставленные, по сути, на всеобщее обозрение, тем не менее вовсе не являются «бесхозными». Так что собирать и обрабатывать такую информацию без согласия владельцев компании не вправе.
Суть проблемы
Компания собирала и обрабатывала персональные данные граждан, как действующих, так и потенциальных клиентов финансовых организаций, полученные из социальных сетей: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир, Instragram, Twitter, а также на интернет-порталах Авито и Авто.ру.
Читайте также ««ВКонтакте» не «сольет» своих пользователей контролерам»
Позиция Роскомнадзора
Компания собирала и обрабатывала персональные данные, не получив согласия владельцев персональных данным. Тем самым нарушив пункт 1 части 1 статьи 6 и части 3 статьи 22 Закона № 152-ФЗ.
Позиция компании
Компания вправе собирать такого рода персональные данные без согласия граждан, так как эти данные размещены в открытых источниках и являются общедоступными.
Читайте также «Продажу персональных данных узаконят»
Суд решил
Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. № 305-КГ17-21291
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 152-ФЗ в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных. В том числе: справочники, адресные книги. Персональные данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные) могут включаться в справочники с письменного согласия гражданина.
Размещение персональных данных в социальных сетях автоматически не делает их общедоступными. Обработка персональных данных из социальных сетей без согласия владельца этих данных не допускается.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 6 и части 3 статьи 22 Закона № 152 компания обрабатывала персональные данные, не получив у граждан согласия на эти действия.