Федеральная налоговая служба в своем письме направила Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения.
Рассмотрим подробно три из них.
О незаконной схеме дробления бизнеса для сохранения применения права на применение УСН
Организация на УСН искусственно создала и добавила в цепочку товарно-денежных потоков подконтрольных лиц. Речь идет о других компаниях на «упрощенке», которые были подрядчиками. Каждая из них формально имела право применять УСН.
Выручка распределялась между ними так, чтобы формально сохранить право на УСН и избежать необходимости платить налоги по общей системе налогообложения. Ограничения по размеру выручки для применения этого налогового режима формально были соблюдены.
Подконтрольные организации фактически не исполняли свои налоговые обязательства. Их действия были направлены на то, чтобы головная компания могла минимизировать свою налоговую обязанность. Они не вели реальной экономической деятельности.
Суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по ОСНО организатора группы и по общему правилу не могут считаться уплаченными излишне (безосновательно). Такой вывод приводится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.03.2022 № 307-ЭС21-17087 по делу №А66-1193.
К аналогичным выводам Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пришла в Определении от 23.03.2022 № 307-ЭС21-17713 по делу №А66-1735/2019.
О взыскании пени
В Определении от 30.03.2022 № 4-КАД21-65-К1 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ дала следующие разъяснения: поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
Нормы НК РФ, которые предусматривают необходимость уплачивать пени с сумм налога, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени в отношении тех сумм налогов, право на взыскание которых налоговая утратила.
Речь идет о том, что пени не могут быть взыскании, если нет обязанности по уплате налога или сроки на ее принудительное взыскание истекли.
Пени могут быть взысканы только тогда, когда налоговая своевременно приняла меры к принудительному взысканию налога.
Как сообщить в налоговую о контролируемых сделках
В соответствии с п. 3 ст. 105.16 Кодекса, если компания совершает контролируемые сделки, она должна сообщить о них в налоговую по месту нахождения.
Уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, нужно подать в налоговую не позже 30 мая года, который следует за годом совершения сделки.
Если подается уточнение к первоначальному уведомлению, это свидетельствует о том, что все ранее имевшие место ошибки и неточности в первоначальном уведомлении организация устранила самостоятельно.
Судьи считают, что компания при подаче как первоначального, так и уточненного уведомлений о контролируемых сделках обязана известить налоговую обо всех контролируемых сделках, совершенных ею, и отразить в этих уведомлениях всю требуемую информацию.
Об этом говорится в решении Верховного суда от 28.10.2021 № АКПИ21-714, оставленное без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 10.02.2022 № АПЛ21-5636.
О других спорах по вопросам налогообложения — в письме ФНС.