Налог на имущество в отношении недвижимости не может начисляться только исходя из вида разрешенного использования земли, на которой он находится. К такому выводу пришел Конституционный суд в постановлении от 12.11.2020 № 46-П.
Что послужило поводом для обращения в суд
Организация арендовала два земельных участка.
Один был предоставлен с целью эксплуатации здания под торговые и производственные цели.
А другой – для эксплуатации здания под офисные и образовательные цели. Согласно выписке из ЕГРН: для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Несколько зданий, принадлежащих организации на праве собственности и расположенных на указанных земельных участках, были включены в перечень объектов, по которым налог на имущество рассчитывался исходя из кадастровой стоимости.
Организация обратилась в суд с тем обоснованием, что фактически здания использовалось под производственные и образовательные цели, а не для размещения офисов или торговых объектов.
Однако, суд отказал в иске. По его мнению, для отнесения недвижимости к торговым объектам и объектам для размещения офисов достаточно соответствия одному из перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса условий.
Таким условием выступает один из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания.
Суд посчитал, что здания отвечали признакам объектов недвижимости, в отношении которых налог следовало исчислять исходя из кадастровой стоимости.
При этом критерий фактического использования здания не имеет правового значения.
Что решил Конституционный суд
Дело прошло все судебные инстанции и дошло до Конституционного суда.
Он напомнил, что Градостроительный кодекс различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно:
- основные;
- условно разрешенные;
- вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления.
При этом возможно изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой. Оно осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса).
Собственник земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, не лишен законной возможности инициировать указанное изменение.
В отличие от него, организация, арендующая землю, в такой возможности ограничена.
Поскольку органы государственной власти допускают возможность изменения вида разрешенного использования земли только по результатам торгов (письмо Минэкономразвития от 09.07.2018 г. № ОГ-Д23-7048).
При этом на одном земельном участке могут быть размещены несколько объектов недвижимости единого или разного назначения.
Между тем, судебные инстанции, рассматривавшие дело, пришли к следующему выводу.
Если среди прочих видов разрешенного использования участка допускается размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то все размещенные на нем здания, строения или сооружения приобретают статус торгового центра или комплекса. Налог на имущество при этом исчисляется из кадастровой стоимости.
Но Конституционный суд с этим не согласился.
По его мнению, при таком толковании подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса относил бы любую недвижимость к той, налог на имущество с которой следовало бы исчислять только по кадастровой стоимости.
При этом строение может стать «торговым центром» в первую очередь исходя из соответствующего решения органа власти.
Поэтому, нельзя взимать налог на имущество организаций по кадастровой стоимости только с учетом того факта, что строение расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Несмотря на то, что Конституционный суд отказался признавать неконституционным подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, данное дело было передано на новое рассмотрение в суды.