Несмотря на то, что Налоговый кодекс не содержит указаний на возможность заключения между компаниями и контролерами мировых соглашений, на практике такие документы все же подписываются. Анастасия Фишкина, юрист юридической компании «ПРИОРИТЕТ», изучила правила и порядок составления таких соглашений.
Мировое соглашение – это письменная договоренность, когда стороны на основе добровольного волеизъявления идут на уступки и взаимные компромиссы в возникшем споре. Плюсы такого соглашения очевидны: сэкономленные силы, время и деньги оппонентов. Но всегда ли компании имеют возможность заключить такое «волшебное» соглашение? Что если стороной спора выступают ревизоры, которые не вправе самовольно, без разрешения на это государства, «прощать» долги коммерсантам?
Право сторон закончить судебное дело мировым соглашением прямо предусмотрено российским законодательством в части 4 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса. Кроме того, по общему правилу, мировое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу (ч. 2 ст. 139 АПК РФ). Несмотря на то, что Налоговый кодекс не содержит самого термина «мировое соглашение», вследствие чего не определяет порядок его заключения, возможность официально договориться с контролирующими органами все же существует.
Практика использования мирового соглашения в налоговых спорах берет свое начало в 2012 году, когда Президиум ВАС РФ своим постановлением от 26 июня 2012 года № 16370/11 утвердил мировое соглашение между компанией и налоговым органом. Впоследствии законность заключения таких соглашений была признана ФНС России, которая в своем письме от 2 октября 2013 года № СА-4-7/17648 дала указание инспекциям учитывать сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
Заключение соглашения по фискальному спору происходит в ситуации неравного положения конфликтующих сторон, ведь налоговый орган вправе действовать только в пределах предоставленных ему полномочий. Что же могут контролеры?
Обратите внимание
Поскольку мировое соглашение должно подтверждать волеизъявление обеих сторон, а также удовлетворять их общим интересам, обсуждение его положений может занять значительное время.
Во-первых, при рассмотрении возможности подписания такого документа арбитры узнают, не нарушает ли документ права третьих лиц и нет ли в тексте соглашения противоречия действующему законодательству (ч. 3 ст. 139 АПК РФ). Кроме этого судьи обязаны рассмотреть иные вопросы, имеющие значение для дела. В частности, необходимо проверить наличие полномочий у органа государственной власти на подписание такого документа, а также отсутствие нарушения императивных правовых норм, регулирующих взаимоотношения сторон.
Во-вторых, если в хозяйственном споре стороны при заключении мирового соглашения вправе договориться о любых условиях, например, отказаться от неустойки или вообще простить долг, то в случае с налоговыми отношениями все не так просто. Как указано в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 года № 50, предметом мирового соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций по сравнению с тем, как такие последствия определены законом. Это означает, что с налоговым органом нельзя договориться о снижении фискальной ставки, об изменении правил исчисления пеней или о полном освобождении от уплаты налогов.
Нередко причиной отказа в утверждении мирового соглашения является то, что его положения противоречат требованиям НК РФ (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2017 г. № Ф10-3333/2017 по делу № А09-9844/2016; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2017 г. № Ф03-31/2017 по делу № А73-690/2015).
Однако в мировое соглашение можно включить такие положения, как:
- признание обстоятельств, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий;
- условия о снижении размера подлежащих уплате штрафов;
- условия и сроки исполнения обязательств по уплате налогов по спорному периоду;
- условие о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие российскому законодательству.
Заключение соглашения может быть предложено самой компанией, налоговым органом, а также арбитрами. Примечательно, что на этапе подготовки к судебному разбирательству по налоговому спору судья должен сам попытаться подвести стороны к примирению (ч. 1 ст. 135, ч. 1 ст. 138 АПК РФ).
Обсудить и решить
Процедура мирного урегулирования фискального спора начинается с переговоров. Поскольку мировое соглашение должно подтверждать волеизъявление обеих сторон, а также удовлетворять их общим интересам, обсуждение его положений может занять значительное время. Однако в итоге должен быть найден взаимоприемлемый для обеих сторон вариант.
После устного согласования всех вопросов стороны составляют письменное соглашение. Его форма строго не регламентирована законом, но к нему есть ряд обязательных требований. Так, если мировое соглашение подписывается представителем, то он обязательно должен иметь соответствующие полномочия. Кроме того, текст мирового соглашения должен быть четким, понятным и однозначным, некорректное составление документа может стать причиной его отмены.
После того как проект соглашения подписан, он направляется в Правовое управление ФНС для прохождения процедуры согласования. Обратите внимание, если согласование не будет получено, мировое соглашение не заключается. Напротив, когда документ прошел одобрение, стороны на очередном судебном заседании должны заявить суду ходатайство об утверждении документа и представить на обозрение служителей Фемиды его текст.
Суд проверяет мировое соглашение на предмет нарушения его положениями прав и законных интересов других лиц, а также на предмет противоречия закону и, если юридических препятствий не будет, утверждает соглашение и прекращает производство по делу. С момента вступления соответствующего судебного определения в законную силу утвержденное мировое соглашение становится обязательным для сторон.
Обратите внимание
Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии процесса и даже во время исполнения судебного акта. На практике распространены случаи прекращения производства по делу при его рассмотрении в кассации.
Важно отметить, что согласно части 1 статьи 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и даже во время исполнения судебного акта. На практике распространены случаи прекращения производства по делу при его рассмотрении в суде кассационной инстанции.
Если компания или налоговый орган добровольно не исполняют условия мирового соглашения в предусмотренные в нем сроки, то документ подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа. Он выдается арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего соглашение (например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июня 2015 г. № Ф02-2279/2015 по делу № А33-11452/2014).
Предоставление налоговому органу и компании возможности заключать мировые соглашения может существенно упростить и ускорить процедуру рассмотрения налоговых споров, сделать ее более эффективной.
Такой документ может освободить предпринимателей от необходимости доказывать определенные обстоятельства при проведении следующей налоговой проверки, изменить сумму штрафных санкций или срок уплаты налога, а также поможет избежать неблагоприятных последствий в будущем (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2018 г. № Ф05-7824/2018 по делу № А40-246937/2016).
Для налогового органа возможность решить спор мирным путем означает скорое пополнение бюджета и сокращение последующих судебных издержек, которые сторона была бы вынуждена понести в случае развития конфликта.