Коронавирус — не причина для восстановления срока подачи кассационной жалобы

Автор: | 30.03.2021

Коронавирус - не причина для восстановления срока подачи кассационной жалобы

Фирма подала ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы, ссылаясь на коронавирусные ограничения. Суд отметил, что это возможно лишь при наличии уважительных причин.

Верховный суд РФ в своем Определении от 03.03.2021 № 307-ЭС21-4358 рассматривал вопрос, связанный с восстановлением пропущенного срока на подачу кассационной жалобы.

Коронавирусные ограничения: уважительная причина или нет?

Организация подала в Верховный суд кассационную жалобу на решения «младших» судебных инстанций. Документ был подан по истечению двухмесячного процессуального срока, определенного в ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ. К нему было приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Верховные арбитры отметили, что восстановить срок можно, если причины просрочки будут признаны уважительными. Заявитель должен представить свои доводы и доказать, что по не зависящим от него причинам не мог сделать все вовремя.

Фирма сослалась на то, что из-за коронавирусных ограничений поздно получила копию судебного акта. Поэтому она не могла подготовить и переслать жалобу в установленные законодательством сроки.

Последний судебный акт, который пыталась обжаловать организация — Постановление АС Северо-Западного округа от 03.11.2020 № Ф07-11347/2020, которое было изготовлено в полном объеме 03.11.2020. Его опубликовали в интернете на следующий день, 04.11.2020 года.

Срок на подачу кассационной жалобы исчисляется не с того дня, когда копии судебных актов направляются участникам дела, а со дня изготовления постановлений и решений судов в полном объеме. Таким образом, отсчет срока на подачу кассационной жалобы начался с 03.11.2020.

По мнению судей, коронавирусные ограничения не являются уважительной причиной для восстановления срока подачи жалобы в рассматриваемой ситуации. Генеральный директор фирмы участвовал в последнем заседании суда, и сама организация является инициатором обжалования решения суда. Все документы были поданы с помощью сервиса «Мой Арбитр».

Заявитель использует электронные системы для подачи документов в арбитражные суды, а значит, доступ к правосудию возможен. Отсутствие копий судебных актов, заверенных надлежащим образом, не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока в таком случае, посчитали арбитры. Компания также не раскрыла причины, которые объективно помешали ей направить жалобу вовремя. В результате Верховный суд оставил ее ходатайство без удовлетворения и вернул ей жалобу.

Когда срок на подачу жалобы восстановят?

В Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, определено, какие причины считаются уважительными для пропуска срока. Это обстоятельства, которые объективно препятствовали реализовать свое право своевременно или связаны с личностью заинтересованного лица, например, тяжелая болезнь. Таким образом, сроки, которые пропущены из-за коронавирусных ограничений, довольно часто восстанавливают.

Уважительной считается причина, по которой фигурант дела был лишен всякой возможности подать жалобу вовремя. Однако в рассматриваемой ситуации компания могла воспользоваться сервисом «Мой Арбитр», который работал в обычном режиме в период ограничений. Поэтому судьи не вынесли решение в ее пользу.

Подобных судебных решений немало. Так, например, АС СЗО в Определении от 08.05.2020 № Ф07-6357/2020 не посчитал введение антикоронавирусных мер уважительной причиной для восстановления сроки подачи жалобы. Жалоба также была направлена через онлайн-сервис «Мой Арбитр».


Читать оригинал