
Бизнес по закону не может использовать свое господствующее положение для вреда. В частности, компаниям запрещено устанавливать чрезмерно высокие цены на товары и услуги. Нарушение этого правила грозит серьезными штрафами.
Для предотвращения потенциальных проблем в данной сфере предлагается в организации внедрить систему соблюдения антимонопольных правил и осуществлять периодические проверки.
В случае возбуждения антимонопольного дела нужно привлечь экономистов для подготовки подробного отчета о рынке товаров.
Пример «из жизни»
В июле АСГМ признал законным решение ФАС о привлечении двух операторов связи к ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
В 2022 году компании повысили цены на услуги сотовой связи для 44,5 млн абонентов без обоснованных причин. Как аргумент компания указала увеличение собственных расходов. Антимонопольный орган посчитал, что изменение стоимости нарушает интересы потребителей.
ФАС установила, что операторы нарушили статью 10 Закона «О защите конкуренции» («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»). Компаниям приказали понизить цены до экономически обоснованного уровня и назначили штрафы.
В суде компании оспаривали заключения ФАС, но первый суд поддержал решения властей (дела № А40-10774/2023 и № А40-66143/2023).
Из-за закрытого характера заседаний по обоим спорам сведения о размере введенных санкций отсутствуют даже в актах.
Чаще всего руководящие органы поддерживают решения антимонопольных комиссий.
Чтобы не попасть в судебные разбирательства, следует избегать ситуаций, приводящих к ним. Важно знать, за какие действия налагаются финансовые санкции, чтобы их избежать.
Как привлекают к ответственности за рост цен
Статья 10 Закона о защите конкуренции запрещает компаниям злоупотреблять своим доминирующим положением. В частности, фирмам с доминирующим положением на рынке нельзя без уважительных причин устанавливать цены или тарифы на один и тот же товар.
До наложения штрафа антимонопольный орган возбуждает дело по поводу нарушения законов о конкуренции.
ФАС получает информацию о нарушениях по жалобам и из средств массовой информации.
В интервью солидному изданию кто-то допустил рост цен на авиабилеты в текущем году. Этот прогноз распространили другие СМИ. В результате ФАС выпустило предостережение, так как подобные заявления могут восприниматься как призыв участникам рынка повысить цены на авиабилеты.
При установлении нарушения службой, по решению заводят дело об административном правонарушении и выносят постановление о штрафе.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уделяет большое внимание контролю за деятельностью крупных компаний. Некоторые из них добровольно предоставляют в службу отчеты о ценах и сообщают о намерениях повысить их. Такое поведение характерно для организаций, которым регулятор выдал предписание.
Мониторинг часто приводит к возбуждению дел против компаний, торгующих на розничном рынке. В случае с крупными оптовыми поставками расследование обычно начинается после обращения контрагента.
Перед наложением штрафа компании часто выдают предписания, к примеру, о снижении тарифов до приемлемого с точки зрения экономики уровня.
Часто ли штрафуют бизнес
В прошлом году меньше обращений поступало с оспариванием решений антимонопольной службы по вопросам административной ответственности.
Юристы связывают снижение количества споров с умением коммерческих организаций регулировать цены и сокращать связанные с этим риски.
В большинстве крупных и некоторых средних компаний действуют специалисты или целые подразделения, занимающиеся антимонопольным регулированием.
Снижение количества разбирательств также связано с улучшением качества правоприменения. Регулятор теперь более тщательно и основательно изучает каждую ситуацию перед тем, как прийти к выводу о нарушении.
Эксперты предсказывают, что с каждым годом оспаривать решения ФАС станет труднее.
Как предупредить штрафы
В этом случае возможно два развития событий.
Первое — дело о нарушении ЗоЗК пока не возбуждено. Тогда можно принять различные меры для защиты бизнеса от штрафов.
-
Перед увеличением цен необходимо подготовить объяснение, перечислив причины этого решения.
-
Часто осуществлять мониторинг цен на товары с целью выявления монополистической деятельности.
-
обращать внимание на цены конкурентов;
-
Создание коммерческой политики – это внутренний документ компании, определяющий отношения с партнерами на принципах равноправия и прозрачности.
-
Утвердить внутренние правила изменения цен: в каких случаях компания может их корректировать, какие факторы это определяют, насколько существенно могут измениться цены, какие скидки и бонусы доступны покупателям.
-
создать антимонопольный комплаенс.
В компании целесообразно строить процедуру ценообразования с опорой на такие принципы.
-
В стоимость включать исключительно затраты, связанные непосредственно или опосредованно производством и продажей товара.
-
не включать в нее чрезмерную прибыль;
-
Не превышать цены на товар, сформированные на аналогичных рынках, которые похожи, в том числе, по составу участников и нормативному регулированию.
В случае принятия компанией методики ценообразования в качестве элемента антимонопольного комплаенса её необходимо согласовать с ФАС.
Необходимо учитывать специфику сферы при разработке политики по соблюдению антимонопольных норм.
В каждой области деятельности следует выявить потенциальные опасности и лиц, несут ответственность за них.
Чтобы эффективно соблюдать правила, нужно не только создавать внутренние документы, но и регулярно проводить обучение для персонала, принимающего ключевые решения в организации.
Что делать, если возбудили дело
Второй случай — когда дело о нарушении законов о конкуренции уже возбуждено. Тогда компания может объяснить повышение цен расследованием.
Отсутствие решения об нарушении исключает возможность наложения штрафа на компанию.
Должны быть обоснованы объективные факторы, повлиявшие на рост цен, выраженные в рублях, а не процентах. Если поставщик повысил цены на 30%, всю сумму нельзя включать в увеличение стоимости, если остальные расходы не изменились.
При сильных скачках цен на рынке целесообразно направлять обращения в надзорный орган с детальным обзором ситуаций у поставщиков, предварительно продумывая потенциальные запросы.
Для обоснования повышения цен следует представить в антимонопольный орган документы, свидетельствующие о том что:
-
Стоимость товара включает лишь затраты, непосредственно или опосредованно связанные с его созданием и продажей.
-
Изменение цены пропорционально росту расходов на продукт, обусловленных, к примеру, изменением госрегулирования, ростом тарифов и цен на сырье.
-
Прибыль от продажи продукции не превосходит средние значения отрасли по отношению к её издержкам.
В случае отсутствия предварительного уведомления о рисках повышения цен и сомнения антимонопольного органа в его обоснованности предстоит выбрать один из двух путей.
Первый способ — обжаловать решения и предписания территориального УФАС в коллегиальном органе ФАС.
Юрист отмечает, что данное решение не останавливает действия предписания, в отличие от судебного оспаривания. В этом же порядке невозможно снять штраф.
Этот вариант действенен лишь до введения финансовых санкций, размер которых определяется объемом прибыли или затратами на покупку данного товара. Обычно сумма штрафа за нарушение существенна.
Второй способ — обжаловать действия ведомства в судебном порядке.
Главный способ защиты – обратиться в суд с жалобой на решение регулятора о нарушении закона о защите конкуренции. Для этого у сторон есть всего три месяца.
В случае несогласия с размером налагаемого штрафа целесообразно дождаться судебного рассмотрения законности решения о нарушении антимонопольного законодательства. Если суд уже рассматривает вопрос об обоснованности действий службы, оспаривание постановления о штрафе можно объединить с этим процессом.
Этот метод позволяет комплексно изучить ситуацию и исключает возможность принятия взаимоисключающих решений.
В судебном разбирательстве допустимы те же доводы, что и для антимонопольного органа.
Рекомендуется предоставить полный комплект доказательств уже на этапе рассмотрения дела службой. Это исключит вопросы суда по поводу отсутствия ранее учтенных документов.