
Получатели субсидий, выделяемых из бюджета, обязаны придерживаться принципов адресной направленности и целевого использования денежных средств. При несоблюдении данных принципов возврат денег в бюджет является обязательным.
Усиление роли государства в экономике делает всё более важным грамотное и безопасное использование бюджетных средств, отмечают юристы. Право.ru.
Позиция судов и контролирующих органов
В практике анализа выясняется, что субъектам хозяйствования требуется не только формальное расходование бюджетных средств по назначению, указанному в соглашении о субсидиях.
Контрольно-надзорные органы и суды проверяют деятельность организаций, касающуюся использования и распоряжения средствами бюджета, исходя из целевого назначения, определённого в нормативных актах и соглашениях о выделении субсидий.
В этом контексте значимы следующие судебные решения:
1). Дело «Кластерного инжинирингового центра».
Субсидия предоставлена некоммерческой организации на развитие инжинирингового центра кластера, а также выполнение работ для организаций-участников кластера, с возможностью приобретения оборудования.
Имущество, купленное при помощи субсидии, было продано и передано в аренду некоммерческой организации третьим лицам с правом выкупа, из-за чего его нельзя использовать организациям кластера и самой некоммерческой организации.
Определяя спор № А55-10318/2020, 11-й ААС указал, что имущество, приобретенное за счет средств субсидии, должно применяться по назначению до завершения срока выполнения целей и задач, ради которых оказывалась помощь.
В соглашении об оказании субсидии закреплено право её самостоятельного расходования, однако это не означает разрешение распоряжаться купленным с помощью субсидии имуществом вопреки целям её предоставления.
2). Дело Школы олимпийского резерва № 9.
Школа передала оборудование и спортивный инвентарь, купленные за деньги из бюджета, в муниципальную собственность другим учреждениям. В связи с этим оборудование и инвентарь не применялись для улучшения материальной базы школы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, разбирая дело № А53-19444/2021, решил: предоставление субсидии для закупки спортивного оборудования и инвентаря школе с целью приведения ее в нормативное состояние в рамках государственной программы не позволяет передавать приобретенное имущество на денежные средства субсидии другим организациям.
3). Дело Школы олимпийского резерва № 13.
В деле № А53-15658/2021 15-й ААС отметил, что предоставление другим организациям техники указывает на нарушение принципа адресности.
Передача оборудования, приобретенного за счёт субсидии, третьим сторонам указывает на нарушение принципа целевого расходования бюджетных средств.
Снижение вероятности нарушений при расходовании бюджетных средств.
Стремясь рационально использовать государственные средства, суды часто используют оценочный метод при проверке законности действий получателя субсидий, когда точные нормативные критерии отсутствуют. Такой подход создаёт существенную неясность в гражданском обороте.
Оценка риска квалификации контролирующим органом или органом исполнительной власти, предоставившим субсидию, действий получателя по передаче третьим лицам имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, как нецелевого использования и нарушения принципа адресности, возможна в каждом конкретном случае.
Рассмотрим условия выделения субсидий, нормативно-правовые акты об этом, договоренности, задачи их предоставления, показатели эффективности использования, а также назначение покупки имущества за бюджетные средства.
Нормативный правовой акт или соглашение о субсидии для покупки товара могут указать контрольные точки. Получатель бюджетных средств сможет обосновать применение принципов адресности и целевого характера расходования средств, предоставленных на покупку товара, при помощи документов (например, договор, первичные документы об отгрузке товара, его оплате и постановке на баланс).
Эти положения могут повлиять на судебную практику, заставив суды трактовать цели предоставления субсидий как руководство к действию и сделав правовой режим для получателей более прозрачным.
P.S. Получателям бюджетных средств полезно обратиться в орган публичной власти, выдавший субсидию, с запросом о разъяснениях по её использованию, порядку расходования и праву распоряжаться имуществом, купленным за счёт бюджетных средств, исходя из цели использования субсидии и результатов её предоставления, указанных в соглашении.