Когда бизнес теряет право на обжалование действий налоговой в судебном порядке?

Автор:
Фото: img.freepik.com


Обязательным этапом разрешения споров с налоговыми органами является досудебное урегулирование. Однако, если после подачи жалобы в региональное управление налогового ведомства бизнес обращается в Центральный аппарат ФНС России, существует риск пропустить срок обращения в суд. Направление жалобы в центральный аппарат ФНС России не является обязательным условием досудебного урегулирования, на что указали судьи в Постановлении, которое мы рассмотрим далее.

Позиция индивидуального предпринимателя

Согласно Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2025 года № Ф05-10008/2025 по делу № А41-63940/2024, можно проследить историю разбирательства.

По результатам камеральной проверки декларации индивидуального предпринимателя налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Индивидуальному предпринимателю был доначислен НДФЛ в размере свыше 1,2 миллиона рублей, а также выписаны два штрафа: на 15 551,50 рубля и на 62 206,82 рубля.

Индивидуальный предприниматель не согласился с принятым решением и подал жалобу в УФНС России по Московской области. Жалоба не была удовлетворена. При этом налогоплательщик не получил ответа из Управления по региону. Согласно имеющимся в деле сведениям, решение УФНС по Московской области было отправлено заказным письмом. В течение месяца документ находился на хранении в почтовом отделении, зафиксирована попытка его получения, но она оказалась безуспешной. В конечном итоге письмо вернулось отправителю и, спустя некоторое время, было уничтожено.

ИП спустя некоторое время подал заявление в арбитражный суд. Согласно Постановлению, в заявлении налогоплательщик уточнил, что срок для обращения в суд начинает отсчитываться с момента получения ответа из Центрального аппарата Федеральной налоговой службы.

Раздел: Споры