ФНС будет использовать высокие технологии не только для сдачи деклараций, но и для общения с компаниями, а именно для подачи жалоб в инспекцию. Что ждет коммерсантов, узнала Анна Пастухова, бухгалтер компании BRIDGE GROUP
Если права организации нарушены инспектором или если ИФНС после проверки вынесла компании решение с необоснованными доначислениями, то компания может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Так гласят стандартные правила. Напомню, со 2 июня 2016 года жалобу можно подать как на бумажном носителе, так и в электронном виде – на сайте ФНС через «Личный кабинет» налогоплательщика или по электронной почте. Такие правила утверждены пунктом 1 статьи 139.2 НК РФ. При электронной подаче фирма также может выбрать удобный способ получения решения по жалобе. Во-первых, ответ может быть получен на бумаге. Для этого необходимо прийти в свою инспекцию и получить документ лично. Второй способ получения ответа – через «Личный кабинет». Есть и третий способ – в электронной форме через ТКС. Данные правила зафиксированы в подпункте 6 пункта 2 статьи 139.2 Налогового кодекса.
Специальная форма
Теперь ФНС подготовила проект ведомственного акта, которым устанавливается формат обращения в электронном виде: «Об утверждении формы и формата представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме, а также порядка подачи жалобы (апелляционной жалобы) и получения решения по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Разработаны специальный бланк представления такой заявки, а также порядок подачи и получения решения по ней в электронном виде по ТКС. И если раньше сервис предполагал только получение ответа по заявке компании, то теперь и саму жалобу можно передать в инспекцию по ТКС. Кроме того, юридические лица получат возможность применять новый электронный формат при обжаловании ненормативных актов налоговых органов либо действий/бездействия их должностных лиц.
Читайте также «Обжалование действий налоговых органов»
Порядок оформления
Сведения, содержащиеся в форме жалобы, определяются Налоговом кодексе. В частности, нужно привести основания, по которым подающая жалобу компания заявляет о нарушении ее прав, а также своих требованиях. Количество символов в полях формы ограничено – 2000. Для этого в электронной форме отведено специальное поле, в котором предусмотрен ввод текста. В случае если объем информации превысил лимит символов, в указанном по-
ле заполняются краткие основания. При этом полный текст оснований будет направляться в приложении к жалобе отдельным файлом в виде скан-образа документа.
Стоит отметить, что сейчас в проекте формы нет отдельного места, в котором отмечалось бы, каким способом налогоплательщик предпочитает получить решение по жалобе. Соответственно, оговорить способ ответа от чиновников можно лишь в самой жалобе.
Читайте также «Как налогоплательщику отстоять свою добросовестность»
Широкий перечень
В то же время расширился перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы. Так, ранее заявку могли не принять, если в ней отсутствовала подпись заявителя или жалоба подавалась повторно по одному и тому же вопросу. Теперь отказать в ее приеме могут, если в документе не приведены реквизиты (номер, дата, название) обжалуемого решения по проверке или не конкретизировано, с каким именно действием/бездействием ревизоров не согласны коммерсанты. Кроме того, жалоба будет отклонена и в случае, когда вышестоящий налоговый орган получил от нижестоящей инспекции информацию об устранении нарушенных прав организации. Если вышестоящий налоговый орган убедится, что материалы, представленные вместе с жалобой, противоречат сведениям, поступившим из нижестоящей инспекции, он должен будет пригласить ее подателя на рассмотрение жалобы (апелляционной и обычной), сообщив ему о месте и времени проведения заблаговременно.
Предмет обжалования
В разработанной форме жалобы перечислены такие предметы обжалования: решение по налоговой проверке, налоговое уведомление, требование об уплате налога, иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Помимо предмета обжалования в жалобе предполагается приведение реквизитов документов, а также оснований, по которым фирма, подающая жалобу, считает, что ее права были нарушены.
Отметим, что новая форма заявки может значительно упростить взаимодействие налоговых органов с предпринимателями. И несмотря на то, что обновление формата жалобы не является задачей первой необходимости, все же подобная забота о коммерсантах не может не радовать. Теперь оспорить несправедливое решение фискалов станет проще.