В договоре транспортной экспедиции нельзя уменьшать размер материальной ответственности экспедитора. Если стороны подписали соглашение об уменьшении размера упущенной выгоды, оно считается ничтожным.
Компания, заключившая договор транспортной экспедиции, вправе требовать от экспедитора полного возмещения упущенной выгоды из-за утраты, недостачи, порчи или повреждения груза по его вине. Если стороны подписали соглашение об уменьшении размера упущенной выгоды, оно считается ничтожным.
Вышел очередной обзор Президиума ВС РФ от 12 октября 2022 г. Одно их дел, вошедших в него касается возмещения экспедитором ущерба от потери груза (Определение № 304-ЭС21-25713).
Верховный суд подтвердил право требовать от экспедитора полного возмещения упущенной выгоды из-за утраты, недостачи, порчи или повреждением груза по его вине. Если договор транспортной экспедиции устанавливает ограничения на размер компенсации нанесенного ущерба, эти пункты договора считаются ничтожными. Даже если стороны соглашались с таким походом на момент подписания договора.
Суть спора, которая изложена в Определении № 304-ЭС21-25713, простая.
Для доставки товара общество заключило с договор экспедитором. Отдельными пунктами договора было установлено ограничение ответственности экспедитора в части упущенной выгоды: не более размера полученного им вознаграждения.
В процессе перевозки груз был утрачен. Общество направило экспедитору претензию с требованием возместить стоимость утраченного груза, вернуть уплаченное вознаграждение и выплатить упущенную выгоду.
Суды нижестоящих инстанций разошлись в оценке правомерности соглашения сторон об ограничении размера упущенной выгоды, которую экспедитор обязан возместить в связи с утратой груза по его вине.
В частности судьи, ссылаясь на статьи 15, 393 ГК РФ признавали право сторон предусматривать возмещение убытков в меньшем размере.
Спор дошел до ВС РФ, который в своем решении указал на следующее.
Из пункта 4 статьи 7 Закона о ТЭД, где установлена обязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в связи с утратой, повреждением груза, следует, что упущенная выгода подлежит возмещению в полном объеме.
При этом в пункте 2 статьи 11 Закона о ТЭД 52 содержится запрет на договоренности об исключении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров. Соответственно, такое соглашение признается ничтожным.
Обязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в полном объеме установлена императивной нормой пункта 4 статьи 7 Закона о ТЭД, и в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер упущенной выгоды.
Содержащаяся в пункте 1 статьи 15 ГК РФ возможность уменьшения размера подлежащих возмещению убытков неприменима к убыткам, предусмотренным пунктом 4 статьи 7 Закона о ТЭД. Толкование нормы пункта 4 статьи 7 Закона о ТЭД как не устанавливающей какой-либо определенный размер по возмещению упущенной выгоды, является ошибочным.