Учет затрат на изучение конъюнктуры рынка

Автор: | 07.12.2015

Учет затрат на изучение конъюнктуры рынка

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», оплатила услуги по изучению конъюнктуры рынка в рамках своей основной предпринимательской деятельности. Можно ли включить эти затраты в расходы, уменьшающие налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, разъясняет государственный советник РФ III класса Ю.М. Лермонтов.

Под конъюнктурой рынка следует понимать экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке, характеризуемую уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления (см. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь»).

Услуги производственного характера

Затраты на изучение конъюнктуры рынка можно учесть при расчете налога по УСН. Объясним, почему.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе уменьшить полученные доходы на материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Как сказано в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ уточняется, что к работам (услугам) производственного характера относится выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Приобретенные организацией услуги по изучению конъюнктуры рынка в рамках основной деятельности компании вполне можно считать услугами производственного характера. А затраты на них — учитывать в расходах по «упрощенному» налогу.

Аналогичные выводы содержатся в разъяснениях Минфина России. Так, в письме от 29.01.2015 № 03-11-06/2/3237 специалисты финансового ведомства указали, что налогоплательщик, применяющий УСН с объектом «доходы минус расходы», вправе при определении объекта налогообложения включить в состав расходов затраты, связанные с получением оперативной информации о продажах печатных изданий и динамике изменения потребительского спроса под влиянием различных факторов.

Также о правомерности учета расходов на изучение конъюнктуры рынка говорится в письме Минфина России от 27.12.2012 № 03-03- 06/1/727. Кстати, при учете затрат на изучение конъюнктуры надо принимать во внимание суть самих услуг. В данном письме специалисты финансового ведомства отметили, что тестирование рекламной концепции проводится только с участием потенциальных потребителей (ограниченный круг лиц), такие расходы не могут быть отнесены ни к затратам на изучение конъюнктуры рынка, ни к рекламным расходам.

Необходимые условия

Чтобы затраты на изучение конъюнктуры рынка можно было учесть в целях налога, уплачиваемого при УСН, они должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Напомним, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Итак, организация имеет право учесть при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу, расходы на изучение конъюнктуры рынка, если они:

  • осуществляются в рамках ее предпринимательской деятельности;
  • соответствуют всем требованиям, установленным главами 25 и 26.2 Налогового кодекса РФ. В частности, критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>



Читать оригинал