
Расходы на ремонт помещения, где работает компания на УСН, можно учесть в рамках статьи 346.16 НК РФ. В случае собственности на помещение налоговые органы не предъявят претензий к таким расходам. При аренде – лучше всего внести информацию о ремонте в договор.
В случае если договор аренды предусматривает обязательство арендатора выполнять ремонт помещения, как текущий, так и капитальный, расходы на него могут быть учтены при расчете налоговой базы для УСН-фирмы.
Предприятие, применяющее упрощённую систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», имеет возможность включать в налоговую базу, среди прочего.
- Расходы на покупку, строительство и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). К таким расходам относятся в том числе капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованных основных средств, произведенные арендатором с согласия арендодателя.
- Расходы на ремонт ОС (в том числе арендованных) по пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Расходы учитываются в налоговом учете после фактической оплаты при соблюдении критериев экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Это означает, что расходы должны быть обоснованы документально и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Минфин России подтвердил такую же позицию в письме от 27 октября 2023 года № 03-11-11/102660, ссылаясь на другие нормативные акты Налогового кодекса РФ. В конечном итоге вывод остается прежним.
В письме Минфина РФ от 27 октября 2023 года № 03-11-11/102660 в обоснование позиции была указана статья 346.16 НК РФ, которая позволяет бухгалтерии компаний на упрощённой системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» учитывать материальные расходы по правилам налога на прибыль.
Статья 254 НК РФ относит к материальным расходам затраты на покупку топлива, воды, энергии всех видов для технологических целей, выработку энергоресурсов, отопление зданий. К этому же списку относятся и расходы на приобретение работ и услуг производственного характера у сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей.
Вывод таков: платежи за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором компания на упрощенной системе налогообложения владеет помещением, можно включать в состав материальных расходов при определении базы по упрощенной системе налогообложения.
При условии договора аренды, где предприятие на упрощённой системе налогообложения обязуется выполнять ремонтные работы (оба вида — текущий и капитальный), действует та же норма.
По мнению ВС РФ, арендатор может включать расходы на ремонт арендованных ОС в состав расходов, если договор аренды возлагает на него обязанность по проведению ремонта и арендодатель не компенсирует эти затраты. Такое же положение содержится в определении ВС РФ от 19.06.2018 № 304-КГ18-7289.
Вопросы по ремонту арендованного имущества фирмой при применении УСН с боку ИФНС возможны.
Конституционный суд Российской Федерации не предоставил индивидуальному предпринимателю защиту от Федеральной налоговой службы: ремонтирование в непригодном для жилья здании не относится к программе по поддержке самозанятых.