Верховный Суд РФ вынес апелляционное определение о признании недействующим Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД2).
Суть жалобы
Организации было отказано в применении пониженных тарифов страховых взносов. Она просила суд принять новое решение, так как ОКВЭД2:
- является обязательным государственным предписанием, рассчитан на многократное применение, а в Налоговом кодексе РФ содержится ссылка на необходимость его применения в налоговых правоотношениях;
- нарушает права организации и препятствует свободе предпринимательской деятельности, так как выполняемые работы идентифицируются по разным классам и подклассам;
- является составной частью нормативных правовых актов о налогах и сборах, но издан с нарушением требований закона – не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и не был официально опубликован.
По мнению организации, ОКВЭД2 не соответствует нормам Налогового кодекса РФ и препятствует применению пониженных тарифов страховых взносов.
Читайте также «Зависит ли право на льготу по взносам от кода ОКВЭД»
Решение апелляционной коллегии ВС РФ
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ оставила в силе обжалуемое судебное решение.
Общероссийские классификаторы относятся к числу документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», далее – Закон № 162-ФЗ).
Общероссийский классификатор – это документ, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией (п. 7 ст. 2 Закона № 162-ФЗ).
Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов устанавливает Правительство РФ (ст. 20 Закона № 162-ФЗ). Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений (п. 6 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294).
Согласно заключению Минюста России, изложенному в письме от 17.12.2014 № 01/117601-ЮЛ, приказ о введении в действие ОКВЭД2 признан не подлежащим направлению на государственную регистрацию.
ОКВЭД2 не является нормативным правовым актом, не содержит правил, обязательных для многократного применения неопределенным кругом лиц и не нарушает прав и законных интересов организации, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей, а служит источником информации. Он не устанавливает самостоятельных правовых норм, обязательных к применению.
Свое несогласие с решением налоговой инспекции организация могла оспорить в арбитражном суде, не подавая иска о неконституционности ОКВЭД2.
Читайте также «Новые классификаторы ОКВЭД 2 и ОКПД 2 для спецрежимов»
Эксперт «НА» В.Ю. Кирпичников