Плательщики ЕСХН, добивавшиеся права при определенных обстоятельствах платить НДС, могут себя поздравить – их пожелания (после нескольких лет раздумий и споров) удовлетворены. А то, что они своим навязчивым демаршем невольно «подставили» компании, которые становиться плательщиками НДС вовсе не желали, беспокоить их не должно. Бизнес есть бизнес.
Перейти на единый сельхозналог могут компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, но не переработкой или поставкой. Доля дохода от реализации перечисленных услуг должна составлять не менее 70%. Ставка ЕСХН в России составляет 6% от выручки (4% для Крыма и Севастополя).
Таким образом, ЕСХН позволяет значительно сэкономить на налогах. Однако существенным минусом в работе продавцов – плательщиков ЕСХН является то, что покупатели на общем режиме иногда отказываются сотрудничать с ними. Связано это с тем, что фирмы и ИП, применяющие спецрежимы, не являются плательщиками НДС. И, как следствие, покупатели, уплачивающие НДС, не имеют возможности получить вычет этого налога по приобретенным у «сельхозников» товарам (работам, услугам). Попытки изменить ситуацию предпринимались неоднократно, но все они разбивались о железобетонную контраргументацию финансистов.
История вопроса
Так, в прошлом году был отправлен «в корзину» законопроект № 481943-6 «О внесении изменений в статьи 171, 172, 346.1, 346.3 и 346.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Его авторы предлагали разрешить компаниям и ИП переходить на ЕСХН только с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика НДС и получением прав, связанных с исчислением и уплатой НДС. Документ предусматривал право налогоплательщика НДС, приобретающего сельхозпродукцию у сельхозтоваропроизводителей, уплачивающих ЕСХН, исчислять сумму НДС к вычету расчетным методом на основании документов, подтверждающих фактическую поставку сельхозпродукции.
Главным противником новации выступил Минфин России. Свою официальную позицию для широкой общественности финансисты изложили уже постфактум, после отзыва законопроекта (письма Минфина России от 19.05.2016 № 03-07-14/28647, от 27.05.2016 № 03-07-14/30740).
По мнению чиновников, подобные предложения чреваты следующими рисками:
- увеличением числа налогоплательщиков ЕСХН и снижением поступлений налога на имущество организаций и НДФЛ, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, а также налога на имущество физических лиц, зачисляемого в местные бюджеты;
- в целях избежания двойного учета сумм НДС потребуется исключить эти суммы из состава расходов при ЕСХН. В связи с этим у плательщиков ЕСХН увеличится налоговая база, подорожают товары и снизится конкурентоспособность;
- в целях налогового контроля потребуется возложить на плательщиков ЕСХН обязанности по ведению документов, применяемых при расчетах по НДС: журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, что приведет к дополнительной административной нагрузке по ведению бухгалтерского и налогового учета, увеличению финансовых затрат в связи с исчислением НДС, а также усилению налогового контроля за соблюдением данными налогоплательщиками налогового законодательства. То есть упрощения налогового учета для данной категории предпринимательства не произойдет.
Стоит напомнить, что негативный отзыв на законопроект содержался и в заключении Правительства РФ. Эксперты кабмина констатировали, что предоставление права исчислять НДС расчетным методом организациям, приобретающим сельскохозяйственную продукцию у налогоплательщиков ЕСХН, не согласуется с механизмом исчисления этого налога. Тем более что сельскохозяйственные товаропроизводители могут платить НДС при применении общей системы налогообложения.
В апреле 2017 года правительство поручило Минфину рассмотреть этот вопрос и представить свои предложения.
Потихоньку идея разрешить сельхозпроизводителям с определенной годовой выручкой платить НДС перестала вызывать отторжение финансистов, о чем сообщил накануне директор департамента налоговой и таможенной политики ведомства Алексей Сазанов. И вот – свершилось.
Читайте также «Сельскохозяйственный налог в 2017 году»
Новый вид налога –«сельхозНДС»
С 1 января 2018 года компании на ЕСХН получат право уплачивать НДС. Причем более крупным это будет фактически вменяться в обязанность. Соответствующий законопроект одобрен Госдумой в третьем, окончательном чтении.
Сейчас предприниматели, которые работают на этом режиме, освобождены от уплаты всех обычных налогов, включая НДС. С принятием поправок компаниям и индивидуальным предпринимателям на ЕСХН будет предоставлен выбор – остаться на едином сельхозналоге, как сейчас, или же работать по схеме «ЕСХН+НДС». Но такого выбора не будет у плательщиков сельхозналога, чей доход в 2018 году превысит 100 млн рублей (поначалу речь шла о 150 млн), – им придется уплачивать НДС. В последующие годы планка по доходу будет снижаться с шагом в 10 млн рублей, охватывая все больше сельхозпроизводителей, пока не достигнет 60 млн рублей к 2022 году.
Плательщики ЕСХН, которые станут уплачивать НДС (как добровольно, так и обязательно), смогут получать налоговые вычеты, предусмотренные действующей статьей 171 Налогового кодекса РФ.
Перспективы «совмещения»
Эксперты сходятся в одном: уплата НДС и применение вычетов могут быть выгодны только крупным сельхозпроизводителям. В целом же для предпринимателей налоговое бремя, скорее, возрастет, что, в конечном счете отразится на цене самой сельхозпродукции.
Учитывая, что у предприятий этой отрасли возможных источников налоговых вычетов обычно совсем немного (основная часть затрат – заработная плата и аренда за землю), в качестве налоговой базы фактически будет выступать продажная цена сельхозпродукции.
Другими словами, налоговые обязательства таких производств увеличатся почти на 10% от всей выручки.
Долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с процессами, которые до этого были им неведомы, – необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС.
Фактически это может рассматриваться как дополнительный налог. Причем не до конца понятно, каким образом предоставление права уплачивать НДС будет стыковаться с уплатой других налогов, ведь ЕСХН предусматривает освобождение от остальных налогов.
P.S. Некоторые эксперты видят в новации первый шаг к отмене ЕСХН как такового. НДС, по их мнению, давно пора ввести для всех участников рынка, независимо от объема выручки, поскольку единый сельхозналог давно уже перестал быть инструментом поддержки небольших компаний и активно, хоть и завуалированно, применяется именно «гигантами сельхозиндустрии».
Читайте также «Изменения в НДС для ЕСХН»
Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»